ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
47 2006
07 ноября 2021 / С праздником!

Девушка, которая ведет

Авиадиспетчер Центра управления воздушным движением ГП «Бел­аэронавигация» Екатерина Чёрных (на снимке) может одновременно направлять движение до 18 воздушных судов, обеспечивая для них стопроцентную безопасность. Это ее красивый голос слышат пилоты, пролетая в небе над Беларусью. Наш корреспондент узнала, легко ли быть воздушным регулировщиком и почему без умения работать в команде в этой профессии не обойтись.

Вечный студент

В авиацию Екатерина пришла из-за любви к небу. Ее дедушка служил в военно-космических войсках, дядя работает главным инженером в московском аэропорту Внуково, поэтому истории о полетах она слушала еще в детстве. В 2017 году Чёрных окончила Белорусскую государственную академию авиации и по распределению трудоустроилась ассистентом в Минский районный диспетчерский центр. Сегодня Екатерина курирует вопросы без­опасности полетов самолетов, которые совершают транзитные рейсы через нашу страну, а также тех, что вылетают или прилетают в Минск (на определенной высоте. – Прим. авт.).

– Наш главный принцип – безопасность, – напоминает героиня материала и указывает на монитор. – Вы видите навигационные точки и трассы, по которым мы ориентируемся, когда даем пилотам определенные указания. Это нужно, чтобы два транспортных средства не столкнулись «на перекрестке». Мы постоянно держим связь с бортами. Оценивая воздушную обстановку в своем и смежных секторах, разрешаем набрать безопасные высоту и скорость. Также я могу ассистировать коллеге в непредвиденных ситуациях.
Свои навыки диспетчеры совершенствуют на специальных тренажерах, которыми располагает Центр управления воздушным движением. Современное оборудование полностью имитирует рабочее место и моделирует сложные ситуации, с которыми может столк­нуться диспетчер. Сотрудников центра даже можно назвать вечными студентами. Они регулярно проходят тесты по английскому языку, ежемесячно – технологическую учебу, в период перехода на весенне-летнюю и осенне-зимнюю навигацию сдают зачеты и экзамены.

Чувство локтя

Смена у авиадиспетчера начинается в 9.00 или в 21.00 и длится 12 часов. До этого нужно обязательно пройти медицинский контроль и инструктаж от руководителя полетов, а также узнать метеорологическую информацию. Обязанности, которые выполняет диспетчер, делятся на два типа: радиолокационное управление (связь с пилотом) и процедурный контроль (связь со смежными территориями и анализ воздушной обстановки).

– При большой загрузке без командной работы не обойтись, – признается Екатерина. – Бывает, на протяжении получаса надо одновременно переговариваться с 18 воздушными судами, что довольно непросто. С одной стороны, диспетчер должен уметь быстро принимать решения и уверенно действовать в соответствии с ними. С другой – выручает чувство локтя. Это значит, что коллеги готовы в любой момент прийти на помощь.

По словам нашей героини, на смену важно заступать с холодной головой, так как приходится постоянно анализировать меняющуюся ситуацию.

– Хорошо помню случай, произошедший во время моей стажировки. Борт запросил экстренную посадку в Минске, потому что пассажиру стало плохо, и надо было предоставить самолету первоочередное снижение. У меня тогда дыхание перехватило, но я не подала виду. Эта ситуация стала своеобразным тестом на ощущение профессии – моя или нет. Все закончилось благополучно. Свой технологический перерыв тогда я потратила на расспросы коллег о том, как отработала в эфире. Они подтвердили, что я держалась очень уверенно и справилась без ошибок, – рассказывает авиадиспетчер.

В сутки над территорией Беларуси обычно пролетает более 1000 воздушных судов (сейчас в связи с пандемией коронавируса интенсивность полетов снизилась до 500. – Прим. авт.). Переговоры с пилотами ведутся исключительно на английском языке.

– Приятно работать с коллегами из «Белавиа», – замечает Екатерина. – Мы уже узнаем друг друга по голосу. Чтобы задать настроение, здороваемся на белорусском языке.

Опережая время

Центр управления воздушным движением «Белаэронавигации» был открыт в мае этого года в столичном микрорайоне Сокол. Организация занимается аэронавигационным обслуживанием и обеспечением безопасности полетов. Рабочие места располагаются в главном помещении площадью почти 500 квадратных метров и оборудованы современными компьютерами и средствами отображения.

– Уровень оснащенности у нас на порядок выше, чем у зарубежных коллег. Благодаря центру не только увеличилась пропускная способность воздушного пространства страны, но и был создан резерв для наращивания транзитного потенциала, – подчеркивает начальник предприятия Александр Шостак.

К слову, у рабочих мест диспетчеров имеется «память» – индивидуальные настройки можно активизировать специальным чипом. Для сотрудников оборудованы комнаты дневного и ночного отдыха, спортивный зал. Есть просторное кафе, где предлагают недорогие обеды. Организован подвоз служебным транспортом.

Работают в центре около 500 че­ловек. Коллектив очень дружный: сотрудники часто выбираются вместе на природу, встречаются по случаю дней рождения коллег, любят походы, сплавы.

Вероника СОЛОВЕЙ
Фото Валерия КАРТУЛЯ