Девушка, которая ведет
Авиадиспетчер Центра управления воздушным движением ГП «Белаэронавигация» Екатерина Чёрных (на снимке) может одновременно направлять движение до 18 воздушных судов, обеспечивая для них стопроцентную безопасность. Это ее красивый голос слышат пилоты, пролетая в небе над Беларусью. Наш корреспондент узнала, легко ли быть воздушным регулировщиком и почему без умения работать в команде в этой профессии не обойтись.
Вечный студент
В авиацию Екатерина пришла из-за любви к небу. Ее дедушка служил в военно-космических войсках, дядя работает главным инженером в московском аэропорту Внуково, поэтому истории о полетах она слушала еще в детстве. В 2017 году Чёрных окончила Белорусскую государственную академию авиации и по распределению трудоустроилась ассистентом в Минский районный диспетчерский центр. Сегодня Екатерина курирует вопросы безопасности полетов самолетов, которые совершают транзитные рейсы через нашу страну, а также тех, что вылетают или прилетают в Минск (на определенной высоте. – Прим. авт.).
– Наш главный принцип – безопасность, – напоминает героиня материала и указывает на монитор. – Вы видите навигационные точки и трассы, по которым мы ориентируемся, когда даем пилотам определенные указания. Это нужно, чтобы два транспортных средства не столкнулись «на перекрестке». Мы постоянно держим связь с бортами. Оценивая воздушную обстановку в своем и смежных секторах, разрешаем набрать безопасные высоту и скорость. Также я могу ассистировать коллеге в непредвиденных ситуациях.
Свои навыки диспетчеры совершенствуют на специальных тренажерах, которыми располагает Центр управления воздушным движением. Современное оборудование полностью имитирует рабочее место и моделирует сложные ситуации, с которыми может столкнуться диспетчер. Сотрудников центра даже можно назвать вечными студентами. Они регулярно проходят тесты по английскому языку, ежемесячно – технологическую учебу, в период перехода на весенне-летнюю и осенне-зимнюю навигацию сдают зачеты и экзамены.
Чувство локтя
Смена у авиадиспетчера начинается в 9.00 или в 21.00 и длится 12 часов. До этого нужно обязательно пройти медицинский контроль и инструктаж от руководителя полетов, а также узнать метеорологическую информацию. Обязанности, которые выполняет диспетчер, делятся на два типа: радиолокационное управление (связь с пилотом) и процедурный контроль (связь со смежными территориями и анализ воздушной обстановки).
– При большой загрузке без командной работы не обойтись, – признается Екатерина. – Бывает, на протяжении получаса надо одновременно переговариваться с 18 воздушными судами, что довольно непросто. С одной стороны, диспетчер должен уметь быстро принимать решения и уверенно действовать в соответствии с ними. С другой – выручает чувство локтя. Это значит, что коллеги готовы в любой момент прийти на помощь.
По словам нашей героини, на смену важно заступать с холодной головой, так как приходится постоянно анализировать меняющуюся ситуацию.
– Хорошо помню случай, произошедший во время моей стажировки. Борт запросил экстренную посадку в Минске, потому что пассажиру стало плохо, и надо было предоставить самолету первоочередное снижение. У меня тогда дыхание перехватило, но я не подала виду. Эта ситуация стала своеобразным тестом на ощущение профессии – моя или нет. Все закончилось благополучно. Свой технологический перерыв тогда я потратила на расспросы коллег о том, как отработала в эфире. Они подтвердили, что я держалась очень уверенно и справилась без ошибок, – рассказывает авиадиспетчер.
В сутки над территорией Беларуси обычно пролетает более 1000 воздушных судов (сейчас в связи с пандемией коронавируса интенсивность полетов снизилась до 500. – Прим. авт.). Переговоры с пилотами ведутся исключительно на английском языке.
– Приятно работать с коллегами из «Белавиа», – замечает Екатерина. – Мы уже узнаем друг друга по голосу. Чтобы задать настроение, здороваемся на белорусском языке.
Опережая время
Центр управления воздушным движением «Белаэронавигации» был открыт в мае этого года в столичном микрорайоне Сокол. Организация занимается аэронавигационным обслуживанием и обеспечением безопасности полетов. Рабочие места располагаются в главном помещении площадью почти 500 квадратных метров и оборудованы современными компьютерами и средствами отображения.
– Уровень оснащенности у нас на порядок выше, чем у зарубежных коллег. Благодаря центру не только увеличилась пропускная способность воздушного пространства страны, но и был создан резерв для наращивания транзитного потенциала, – подчеркивает начальник предприятия Александр Шостак.
К слову, у рабочих мест диспетчеров имеется «память» – индивидуальные настройки можно активизировать специальным чипом. Для сотрудников оборудованы комнаты дневного и ночного отдыха, спортивный зал. Есть просторное кафе, где предлагают недорогие обеды. Организован подвоз служебным транспортом.
Работают в центре около 500 человек. Коллектив очень дружный: сотрудники часто выбираются вместе на природу, встречаются по случаю дней рождения коллег, любят походы, сплавы.
Вероника СОЛОВЕЙ
Фото Валерия КАРТУЛЯ