Доктор Люси
Как иппотерапия дает детям с инвалидностью и их родителям шанс на лучшую жизнь.
Живой тренажер
– Дашка, пойдем тренироваться! – с улыбкой говорит Инна Потапова, ее мама. Она бережно помогает девочке подняться, подводит к лошади и вместе с тренером укладывает на широкую спину животного.
У Даши – врожденный ДЦП IV степени. Ее мышцы скованны, поэтому движения сильно ограничены; на одной ноге – вывих, на другой – подвывих. Дети с таким диагнозом – лежачие. На этом, по крайней мере, настаивают врачи. Такая же судьба ждала и Дашу, если бы не ее боевая мама. Когда слезы боли и страха высохли, она начала действовать методом проб и ошибок, часто – под свою ответственность: лечебная физкультура, массажи, дельфинотерапия и, наконец, иппотерапия.
– Мы впервые решили попробовать этот метод, когда Даше было всего три года. В пять попали сюда (в Республиканский центр олимпийской подготовки конного спорта и коневодства. – Прим. авт.). Ходим уже более 10 лет дважды в неделю, стараемся не пропускать ни одной тренировки. Ведь прогресс, хотя и медленный, налицо. Дашка сидит, жует, сгибает ноги – это для нас уже очень много, – продолжает Инна.
Занятие начинается с разминки. Ее цель – расслабить зажатые мышцы девочки. Главного реабилитолога – лошадь – зовут Лучина (ласково Люси). Она послушно ходит кругами по манежу, бережно неся на себе и Дашу, и ее маму. Лишь изредка останавливается, отвлекаясь на меня и ища мордой мою руку – нет ли в ней морковки или куска сахара? Разочарованно фыркает – диктофон несъедобный.
– Пойдем-пойдем, – подбадривает лошадь тренер Екатерина Кондратенко. Таких специалистов, как она, в стране единицы. И так как занятия индивидуальные, попасть новичкам к ней, увы, невозможно – рабочий график полностью расписан, и «форточек» обычно не бывает. – Каждому ребенку мы подбираем свою программу реабилитации в зависимости от его физических способностей и потребностей. Когда только начинали заниматься с Дашей, она все 45 минут просто лежала на лошади. Сейчас добавили и другие элементы – девочка справляется.
– Какого эффекта можно добиться от простого лежания? – уточняю я.
– Когда лошадь идет, она передает колебательные движения всаднику, и у того включаются в работу все мышцы с головы до пят. Проще говоря, лошадь заставляет наше тело двигаться, даже если мы сами остаемся статичными. Представляете, как это нужно ребенку, который большую часть своей жизни сидит или лежит! Важно и то, что температура тела лошади выше, чем у человека. Таким образом происходит массаж разогретых мышц, что усиливает эффект лечения, – объясняет Екатерина.
Без ограничений
Далеко не каждая лошадь годится в такие реабилитологи. Она должна быть спокойной, чтобы в случае непредвиденной ситуации, будь то резкий хлопок или выкрик, не броситься в галоп. Доброй и терпеливой, ведь на ее спине всадник будет постоянно ерзать и перемещаться. Важна и физиология животного: подходят невысокие с широкой спиной – так тренерам проще страховать наездника.
– Проблемы опорно-двигательного аппарата – далеко не единственное, с чем мы работаем, – продолжает тренер. – Лечебная верховая езда помогает при болезнях желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой и системы кровообращения, психических заболеваниях, включая аутизм, неврозы и некоторые формы шизофрении. В моей практике был случай, когда занятия на лошади помогли женщине победить бесплодие. Также иппотерапия идеально подходит для реабилитации после операции.
У стороннего наблюдателя действительно может сложиться впечатление, будто наездник ничего не делает. Оно ошибочное. Человеку нужно держать все тело, направлять корпус в нужную сторону. К работе подключается и мозг: всаднику приходится ездить и боком, и задом наперед, в результате чего развивается зрительно-моторная координация, правильная ориентация в пространстве. Кроме того, качается сердечная мышца, особенно в моменты, когда лошадь переходит с шага в галоп, а затем в рысь. Но при этом данная нагрузка – щадящая.
Интересный факт: если у спортсменов со временем сердце слабеет, то у наездников – укрепляется. Поэтому верховой ездой можно заниматься в любом возрасте и практически без ограничений.
Держаться в седле
Последний этап Дашиной тренировки – езда в седле. К новой нагрузке девочка приступила всего пару занятий назад. Екатерина объясняет: стремена помогают формировать опору – на руки, ноги и подвздошно-поясничную мышцу. Это необходимо, чтобы Даша смогла пойти сама.
– Помочь Даше лучше управлять своим телом и обрести самостоятельность – не единственная наша задача, – продолжает тренер. – Иппотерапия влияет на психоэмоциональную составляющую ребенка. Лошадь – это положительная эмоция. Ее можно обнять, погладить, покормить. Она не осудит, не посмотрит косо. Также во время занятий дети вливаются в общество: общаются с тренером, друг с другом, перестают себя стесняться. Смотрите, вы для Даши – новый человек, но она не испугалась и не зажалась.
Пока в Беларуси иппотерапия только набирает популярность. В то время как во Франции, к примеру, при медуниверситете есть кафедра лечебно-верховой езды, где готовят специалистов в этой области. В идеале работать с ребенком должны не инструктор и родитель, а инструктор, его помощник и коневод. Стоит надеяться, что мы тоже к этому придем. О том, что это необходимо, говорит очередь из родителей, которые ждут, когда у Екатерины появится место. Важно понимать, что иппотерапия – не курс из 10 сеансов массажей и не разовая процедура. Это работа на постоянной основе на протяжении жизни. Даше в этом плане повезло. Но сколько ребят, да и взрослых тоже, которые нуждаются в помощи? И у них появится шанс, если будет больше специалистов, владеющих такой лечебной методикой.
Юлия КУЛИК
Фото Валерия КАРТУЛЯ