ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
26 мая 2023 / На злобу

Долг платежом страшен

Соединенные Штаты в растерянности ищут выход. Совсем как их президент Джо Байден, который во время выступления в Нью-Йорке грозил всему миру ужасными последствиями из-за возможного дефолта в США, а потом не смог самостоятельно уйти со сцены. Направление ему подсказал помощник. Но кто сможет указать правильный путь крупнейшей экономике мира, оказавшейся на грани того самого дефолта? И чего ждать остальным странам, включая Беларусь?

Пляски на потолке

Власти США – те еще транжиры. Расходуют больше, чем зарабатывают, выкручиваясь за счет взятых в долг денег. Распиской выступают казначейские облигации. Чтобы хоть как-то ограничить собственные аппетиты, американские конгрессмены придумали лимит заимствований – он же потолок государственного долга.

Вот только потолок оказался натяжным: если очень хочется, его можно приподнять. А хочется постоянно. Привычка жить не по средствам никуда не делась. Подсчитано, что за последние 60 лет лимит заимствований повышался почти 80 раз. При этом Вашингтон каждый раз уверяет: это в последний раз, теперь точно предел, больше ни-ни.

Очередное «ни-ни» наступило в январе этого года. Госдолг достиг 31,4 триллиона долларов, что почти на четверть выше ВВП страны. Тем временем бюджет стремительно скудеет на запасы. Деньги могут закончиться уже 1 июня, вопит американский Минфин. А дальше – о, ужас! – таким обеспеченным и благополучным Соединенным Штатам грозит… дефолт.

Дотянуть до налогов

Когда кредиторы ломятся в дверь, а рассчитаться с ними нечем, приходится выбирать между банкротством и дефолтом. Разница принципиальная. Банкротство – денег нет и не предвидится. Полная безнадега. Обычно это применимо к разорившимся организациям, которые в итоге закрываются. С государствами сложнее – их никто не будет за долги ликвидировать. Поэтому – дефолт. Когда прямо сейчас денег нет, но скоро будут. В тех же Штатах к середине июня ожидают солидные налоговые отчисления в бюджет. Однако министр финансов Джанет Йеллен нервничает, мол, до 15 июня можем не дотянуть. А пока она делилась опасениями, госдолг вырос еще на 400 миллиардов.

Даже небольшая просрочка по выплатам – это уже технический дефолт. Он наступает автоматически, пусть даже формально. Другое дело, когда представителям власти придется в назначенный час со скорбными лицами признаться кредиторам: «Извините, карман пуст. Вам придется подождать».

Соединенные Штаты пережили не один финансовый кризис, это да. Но первый в истории дефолт?.. Какой удар по самолюбию и репутации. К тому же из заимствованных средств начислялись социальные пособия, финансировались программы медицинского страхования, выплачивалась зарплата военным. А кто же снова даст в долг при дефолте.

Что же делать? Давай по новой – свистать всех наверх: потолок госдолга поднимать будем! Но спасать положение бросились не все. Более того, ситуация, когда надо платить по счетам, привела к сведению личных счетов. Начались политические игры.

Кто здесь предатель Родины?

В чем проблема? Джо Байден выступит с пламенной речью «Отечество в опасности!», подпишет президентский указ о повышении потолка госдолга, все аплодируют и расходятся по домам до новой угрозы дефолта.

Однако решение об увеличении лимита заимствований должен одобрить конгресс. Два года назад он выполнил свою функцию мирно и рутинно: под общий «одобрям-с» в Палате представителей и Сенате. Но тогда большинство было за демократами, которые смиренно послушались своего однопартийца на посту президента.

Теперь же Палата представителей контролируется республиканцами. Они воспользовались шансом вынуть фигу из кармана: «Повышение госдолга? А вот шиш! Обещайте сократить расходы бюджета на 4,5 триллиона – тогда и поговорим». Джо Байден с остальными демократами категорически против каких-либо условий.

Несколько месяцев стороны обвиняли друг друга в том, что ведут страну к катастрофе. Но как-то из-за угла, без желания слушать оппонентов. До предметного разговора дело дошло лишь 9 мая. Как дошло, так и прошло мимо – переговоры ничего не дали.

Верю – не верю, боюсь – обойдусь

Пока в Вашингтоне кипят политические страсти, по всему миру журналисты, экономисты и финансисты сошлись в яростном диспуте «Допустят ли Штаты дефолт и чем это грозит?».
Большинство участников спора уверены, что проблемы нет, так как потолок госдолга все равно будет поднят. Возможно, в последний момент – по канонам голливудских блокбастеров.

Допускающие дефолт оценивают последствия по-разному. Сценарии расписал и Белый дом. По оценке администрации президента США, в случае кратковременной затяжки выплат ВВП страны потеряет 0,6% и 500 тысяч рабочих мест. Но если проблема затянется, ВВП может рухнуть на 8%, а безработными станут 8 миллионов американцев.

А чтобы остальным странам неповадно было злорадствовать, Джо Байден заявил, что проблемы будут у всего мира – дефолт в США запустит глобальный экономический спад. Возможно, эти слова – игра на публику, которая заседает в конгрессе. С другой стороны, немало экспертов также видят угрозу масштабного кризиса похлеще потрясений 2008 года.

 


Бакс пуст

Как бы ни закончилась эта история, она уже вмазала по имиджу доллара. Вопрос лишь в силе удара: от щелбана (в случае своевременного повышения потолка госдолга) до нокдауна (при дефолте).

Уровень доверия к американской валюте и без того падает. Глава Международного валютного фонда Кристалина Георгиева в начале мая признала, что в мире постепенно отказываются от доллара: если раньше на него приходилось около 70% резервов, то сейчас – менее 60%. Кроме того, все больше стран договариваются о взаиморасчетах в национальных валютах. В их числе и Беларусь. Наша страна считает стратегически важной задачей уйти от долларовой зависимости. Поскольку он часто используется как средство экономических манипуляций. Да и вообще ничем не подкреплен – более полувека назад американскую валюту «отвязали» от золота. По сути, это просто зеленая бумажка, значимость которой основана на мощи экономики США. Той самой экономики, которая в эти дни на всех парах мчится навстречу бетонному кубу дефолта.


 

Олег ФЕДОРОВ, коллаж автора