Доступ (не) ограничен
В среду вышел ежегодный отчет Global Digital-2024 с итогами прошлого года. Оказывается, интернет-пользователи установили новый рекорд: в среднем они проводят в социальных сетях 143 минуты ежедневно. В среднем. То есть кто-то тратит четверть часа, а кто-то – половину суток. Чем не повод обсудить роль соцсетей в жизни современного человека?
ОЛЕГ: В январе более 300 ученых обратились к миллиардеру Марку Цукербергу с просьбой предоставить доступ к внутреннему исследованию его компании о влиянии соцсетей на детей и подростков. Просочилась информация, якобы Фейсбук и Инстаграм могут быть настолько токсичны, что приводят к психическим заболеваниям или даже самоубийствам. Интересно, чем ответит Цукерберг. Не повторится ли история 30-летней давности, когда владельцы крупнейших табачных фирм США под присягой заявили, что никотин не вызывает зависимости?
ЮЛИЯ: Что-то не нашла тебя, Олег, среди моих друзей ни в Инстаграме, ни на Фейсбуке. Кажется, ты изначально настроен против социальных сетей?
ОЛЕГ: Не назвал бы себя их ярым противником. Скорее я против той зависимости, которую соцсети вызывают, и той значимости, которую им приписывают. Думаю, не сегодня завтра меня поддержат 300 ученых, озаботившихся еще и вредом для здоровья. Но ты наверняка попробуешь убедить в том, что без соцсетей сейчас никуда.
ЮЛИЯ: В наше время страница в соцсетях – это своего рода визитка. Знаешь, многие руководители, перед тем как взять человека на работу, сначала шерстят его Инстаграм. А некоторые просят указать свои социальные сети сразу в резюме. Так легко можно понять, что потенциальный сотрудник собой представляет, чем живет. Даже саму работу теперь можно найти на том же Фейсбуке!
ОЛЕГ: Ну, про резюме ты загнула! А если это правда, то дела обстоят печально. Ведь страницы большинства девушек в соцсетях напоминают детское «Мама, я покакала!» – фиксируется любое мало-мальское событие. Не уверен, что работодателю будет интересно, что кандидатка ела на завтрак, как выглядят ее ноготочки после салона и сколько букетов дарят ухажеры.
ЮЛИЯ: Твои представления о девушках в Инстаграме напоминают мне однотипные анекдоты про блондинок: мол, все обладательницы светлых волос глупые. Соглашусь, есть любительницы выложить стопку одинаковых селфи подряд, но их становится все меньше. Сейчас люди используют соцсети, чтобы поделиться своими историями, переживаниями, мыслями. Спросить совета, наконец. Это же так удобно. Представь, тебе нужен хороший сантехник или хирург. Просто говоришь об этом на своей странице – и тебе присылают варианты с рекомендациями друзей.
ОЛЕГ: Если бы ты дописала «еще и вызов оплатят», я от умиления согласился бы поверить в единорогов. Но ведь не все так радужно. А как же гопники соцсетей – хейтеры? Любую фотографию и личное мнение обольют словесными помоями: «Фу, ты жирная», «Как такие лохи на свете живут?» Далеко не каждый способен спокойно воспринимать критику незнакомцев, тем более когда она массированная и вперемешку с оскорблениями. Так что соцсети могут сильно подорвать самооценку.
ЮЛИЯ: То же самое можно написать и на заборе. Только вот стереть проблематично. Здесь же – «удалить комментарий», а гопника – в вечный «бан», чтобы впредь не беспокоил. В конце концов, свою личную страницу можно оставить открытой только для тех, кого знаешь. Что же касается блогеров и звезд, то им может «прилететь» не только в соцсетях – они к этому готовы.
ОЛЕГ: Вообще-то блогеры и звезды сами могут загнать в депрессию тех, кто следит за их соцсетями. Идеальное тело, дорогие наряды и шикарные путешествия – смотрит на эту ярмарку достижений обычный обыватель и погружается в хандру. Кто-то завидует, кто-то расстраивается, поскольку о таком даже мечтать не может. Но еще хуже безапелляционные советы «победителей по жизни»: будь красивым и успешным, иначе ничего тебе не светит. Почти приговор тем, кто не обладает внешностью модели или заработком олигарха.
ЮЛИЯ: Но в интернете хватает и других лидеров мнений – инфлюенсеров. Например, блогеров, которые показывают реальные сложности материнства. А еще свои страницы ведут доктора, предприниматели, юристы, музыканты – те, кто открыто делится профессиональными лайфхаками и дает советы обывателям. Чтобы не быть голословной: я сама подписана на учителя химии из Казахстана Улана Усенова – он собирает миллионы просмотров, рассказывая про элементы и реакции с помощью песен.
ОЛЕГ: Хотел было тебе напомнить о «Синем ките» (группе в соцсетях, которая подталкивала подростков к самоубийству), но так мы скатимся до битвы крайностей: ты про мотивацию и взаимопомощь, я про деструктив. А что посередине? Согласна, что большинство людей заходят в соцсети убить время – полистать ленту, поиграть в онлайн-игры, послушать музыку? А ведь могли потратить этот час-другой на прогулки или фитнес.
ЮЛИЯ: Раньше сетовали на диван с телевизором, а сейчас – на соцсети. Может, дело не в интернете с его возможностями, а в людях, которые сами выбирают, чем себя занять?
ОЛЕГ: Почувствуй разницу. Прежде диван-телевизор были прерогативой взрослых. Дети рвались на улицу, чтобы поиграть с друзьями. Сейчас у них есть аккаунты в соцсетях – можно общаться с приятелями, не выходя из дома: снимать для Тик-Тока, списывать домашку, играть в футбол по интернету. А что такого? Ведь торчать в соцсетях – это совсем не плохо. Еще и взрослые подают пример. Разве не так?
ЮЛИЯ: Пытаться отучить ребенка от гаджета – все равно что сражаться с ветряными мельницами. Да и как нынче детям без соцсетей, если даже для того, чтобы проходить обучение на разных платформах, участвовать в олимпиадах или конкурсах, требуется указать свой профиль? Как по мне, лучше лишний раз напомнить ребенку о правилах безопасности в интернете. Впрочем, взрослому тоже не мешало бы: за 8 месяцев прошлого года в стране зафиксировано более 10 тысяч киберпреступлений.
ОЛЕГ: Безопасность в сети – отдельная тема. Есть пользователи, которые панически боятся слежки – даже камеру на ноутбуке заклеивают скотчем. А другие, наоборот, активно ведут досье на себя любимых: ежедневно в соцсетях отчитываются, куда и с кем ходили, чем занимались. Личная жизнь напоказ. Кстати, не кажется тебе, что соцсети – одна из форм нарциссизма? Мол, смотрите и хвалите.
ЮЛИЯ: А показать домашний фотоальбом друзьям – тоже нарциссизм? А рассказать на встрече приятелям о новом увлечении, повышении по работе или большой покупке? Мир меняется, и соцсети стали важной его частью. Как банковские карточки, gps-навигаторы и повсеместный интернет. Вопрос лишь в том, как распорядиться предоставленными возможностями – а их мы с тобой уже расписали во всех оттенках.
Олег ФЕДОРОВ, Юлия ЯШЕВСКАЯ
Коллаж Олега ФЕДОРОВА