ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
07 октября 2022 / Потребитель

Доверчивый платит дважды

Мошенники хорошо разбираются в нюансах человеческой психики и пускают в ход различные уловки, чтобы нажиться на чужой доверчивости. Причем их жертвы часто выступают кроликами, добровольно ползущими в пасть удава.

Без белых роз

Пинчанка ко дню рождения подруги решила исполнить ее заветное желание – купить 101 розу. Удовольствие, конечно, не из дешевых, но девушка решила, что за ценой не постоит.

Поиск места покупки шикарного подарка быстро увенчался успехом. Как раз в соцсетях она увидела рекламу магазина, где продавались красивые букеты по доступным ценам. Продавец пообещал доставить цветы в назначенное место в разгар праздника. Девушка, начитавшись многочисленных положительных отзывов от благодарных клиентов, отправила 250 рублей на указанный счет, внеся всю сумму единым платежом. Она предвкушала, как подруга придет в восторг от полученного букета. Однако сюрприз не удался.

Курьер с цветами не прибыл ни в день рождения, ни после. Администратор сайта сначала всячески оправдывался: дескать, клиентка внесла деньги не на тот счет, а потом заявил, что не заплатила вовсе, затем «заглючила» программа по доставке…

Но заказчица решила не сдаваться: она потребовала вернуть деньги. Менеджер согласился, собираясь обмануть еще раз. Для возврата уплаченной суммы требовалось указать реквизиты банковской карты, но это возможно только в том случае, если на счете будет не менее 250 рублей.

Пинчанка поняла, что имеет дело с мошенниками, и обратилась в правоохранительные органы.

 


Комментарий

Владимир ЛЕОНЕНКО, председатель Брестского областного ОО «Защита прав потребителей»:

– Этот факт – очередной пример мошенничества. В социальных сетях создаются мнимые интернет-магазины (или аналоги реально действующих), цель которых – выманить деньги: аванс, а лучше – полную предоплату, а также выяснить реквизиты банковских карт, чтобы похитить с них денежные средства. Мой совет: перед тем, как совершить покупку через интернет, тщательно проверяйте информацию. Помните, что представители онлайн-магазинов не звонят на мессенджеры. Никому не доверяйте информацию о реквизитах, логинах, паролях к интернет-банкингу. Проверить заказ можно самостоятельно на официальном сайте магазина. Необходимо также проверять названия сайтов и ссылок на подлинность.


 

Качели с предоплатой

В Пинский ГОВД только за одну неделю августа из нескольких городов Брестской области поступило пять заявлений потерпевших от мошеннических действий мебельного интернет-магазина, привлекавшего покупателей большими скидками и бесплатной доставкой товаров.

22-летняя пинчанка решила купить детские качели. В социальной сети ее внимание привлек интернет-магазин с большим количеством подписчиков, хорошими откликами покупателей и с приветливым менеджером, подробно ответившим на возникшие вопросы. Он расписал все прелести будущего приобретения: цвет, вес, толщину и диаметр металлических труб. Дело за малым – необходимо внести деньги единым платежом с предоплатой. Взамен можно получить значительную скидку и бесплатную доставку.

Девушка согласилась: перевела 474 рубля и стала ждать доставку. Но оговоренное время прошло, а заказ так и не привезли. Как выяснится позже, аналогичные истории произошли с другими людьми, которые внесли различные суммы в качестве предоплаты и не получили садовую мебель.

 


Комментарий

Андрей КОЗАК, заместитель начальника Пинского ГОВД – начальник криминальной милиции:

– В данном случае схема мошенников проста: сначала создается интернет-магазин, к нему добавляется большое количество подписчиков и положительные отклики, выставляются товары с минимальным ценовым порогом, для потенциальных покупателей делается огромная скидка. Главное – заставить жертву внести частичную или полную предоплату. После чего мошенники перестают выходить на связь. Через некоторое время создается аналогичный сайт, только уже под другим именем, и все раскручивается заново. Для того чтобы не стать жертвой мошеннических действий, следует запомнить: не вносите предоплату, особенно совершая покупки в интернете. Вернуть денежные средства тяжело, так как они сразу переводятся на зарубежные счета.


 

Деньги за псевдоаварию

61-летняя жительница Пинска передала курьеру 6 тысяч долларов США после телефонного разговора с псевдоследователем. Тот предложил выручить дочь женщины, которая якобы совершила ДТП.

Знакомая история. Казалось бы, всем пора насторожиться и не воспринимать всерьез подобные новости или, как минимум, сначала выяснить обстоятельства. Но наша героиня обратилась в милицию лишь после того, как приличная сумма денег была отдана в руки неизвестно кому.

По горячим следам задержали одного из организаторов аферы. Неработающий 21-летний житель Витебской области пояснил, что такого рода предложение заработать он нашел в мессенджере. От «нанимателя» получил адрес потерпевшей и отправился в Пинск.

 


Комментарий

Александра ЗАХАРОВА, официальный представитель УВД Брестского облисполкома:

– В последнее время регистрируется немало таких преступлений. Потерпевшими, как правило, становятся пожилые люди. Мошенники сообщают им по телефону, что их родные попали в беду, и предлагают оказать содействие в решении проблемы за вознаграждение. Далее с помощью курьера завладевают деньгами и скрываются.

Чтобы не стать жертвой преступников, необходимо в первую очередь проверить полученную информацию, сделав звонок своим родным. И ни в коем случае никому не передавать деньги, даже если незнакомцы представляются сотрудниками правоохранительных органов или госслужб. Если вы стали жертвой мошенников, сразу звоните в милицию и постарайтесь вспомнить приметы того, кому передали деньги, его транспорт. Это значительно облегчит поиск преступников.


 

Подготовила Галина СТРОЦКАЯ
Фото из открытых интернет-источников