ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
15 декабря 2022 / Активное долголетие

Дружу с капом и сувелью

Житель Свислочского района Святослав Лещук создает удивительные вещи из суков, коряг и древесного капа. В его руках они превращаются в вазы, чаши, декоративные подставки и столики – фантазия мастера безгранична.

– Видите, какие капы? – показывает последние «приобретения» Святослав Лещук. – Это мне недавно привезли друзья из лесничества. Они знают о моем увлечении и, если где-то на вырубке попадается дерево с наростом, отпиливают его для меня. Хотя, если быть точным, это не капы, а сувель. Кап шишковатый, у него рисунок в виде «глазков», то есть темных точек со светлым пятном вокруг. Сувель более гладкая, у нее узор в виде волн, и она, кстати, более мягкая. Работать с каждой по-своему интересно.

Нашел свое

В детстве, как и многие мальчишки, Святослав Николаевич выжигал по дереву. Увлечение резьбой пришло позже, сперва создавал картины, а лет 25 назад начал делать скульптуры. Одну из них – фигуру медвежонка, которую вырезал в подарок дочери на 15-летие, семья хранит до сих пор, остальные разошлись по друзьям и знакомым.

Новое для себя направление наш герой открыл, познакомившись с мастером Иваном Пронько. И так ему понравились работы из капа, что попросил коллегу-резчика поделиться навыками. За уроками отправился к нему в Новогрудский район, за несколько дней изучил основы, а после уже оттачивал мастерство.

– Работа с капом не терпит спешки, – считает Святослав Лещук. – Сначала нарост около трех часов варю с солью, чтобы при обработке не трескался и с него было проще снять кору. После такой очистки с помощью разных инструментов придаю нужную форму, и он около полугода сушится, а если изделие большое, то и год-полтора. Только потом вручную дорабатываю и шлифую, покрываю морилкой или, если это ваза для продуктов, втираю льняное масло. Использую дерево разных пород, и к каждой нужен свой подход.

– Самый твердый и капризный в обработке, наверное, дуб? – высказываю предположение.

– С дубом можно воевать! – убеждает мастер. – Поверьте, и береза твердая, и ясень, и граб, особенно если подсохнет. Для резки нужна физическая сила. Последнее время болят руки, но все равно берусь за работу. Тянет хоть понемногу что-то делать.

Не пень, а трон

Святослав Лещук приглашает в свою мастерскую, там несколько станков, в том числе собранных им самим, разнообразные резцы, стамески, крюки, киянки, шлифовальные круги – всё и не перечислишь. Здесь же и заготовки для будущих работ.

По словам собеседника, определить, что получится из того или иного нароста, выходит не сразу. Сперва нужно снять кору, чтобы увидеть все неровности, текстуру дерева. Иногда бывают и неприятные сюрпризы: после очистки становятся видны прогнившие фрагменты. Приходится их удалять, а потом как-то обыгрывать или делать «пластику».

– Смотрите, сейчас вырезаю вазу для фруктов. Вот эта часть была повреждена, дополнил черенками сливы и зафиксировал клеем. В итоге внутри получился узор из маленьких деревянных колец, – показывает Святослав Николаевич. – А порою идея приходит, лишь только взглянешь на дерево. Как-то нашел большой, на весь прицеп, осиновый кап. Друг спрашивает: «Что это будет?» Отвечаю: «Кресло!» Он смеется: «А для меня это просто дрова». Год где-то провозился, но сделал настоящий трон.

Кропотливый труд

Резчик замечает, что изделия из капа – на любителя. Кто-то не обратит на них внимания, а у кого-то, когда мастер выставляет свои работы на ярмарках, глаза разбегаются. Святослав Лещук постоянный участник областных и республиканских мероприятий: не раз ездил и на «Фестиваль национальных культур», и на «Славянский базар», и на «Казюки». Ценители ручной работы понимают, насколько она кропотливая и непростая. Каждое изделие в одном экземпляре, второго такого, без преувеличения, не найдешь.

– Приезжал как-то парень ко мне учиться, но его хватило всего на пару раз, не каждому это дано. Я человек усидчивый, если берусь, все довожу до конца. Возле капа могу просидеть целый день, – признается мастер.

Елена ИЛЬГЯВИЧЮТЕ, фото автора