Дворцовые тайны Жиличей
Дворцово-парковый комплекс Булгаков в агрогородке Жиличи Кировского района не так давно вошел в число туристических объектов, способных составить конкуренцию Несвижскому и Мирскому замкам. Ценители архитектурных форм уже успели окрестить его «белорусским Версалем».
Строительство его началось в 1823 году по приказу бобруйского уездного маршалка Игнатия Булгака, который приобрел земли на реке Добосна. Ранее ими владели представители нескольких знатных фамилий, в том числе Ходкевичей и Сапег. В качестве архитектора будущего родового имения Игнатий пригласил профессора Виленского университета Карла Подчашинского, дед которого был зодчим у самих Радзивиллов.
– К моменту реставрации в 2013 году наш дворец дошел в неплохом состоянии, – рассказывает директор Жиличского исторического комплекса-музея Владислав Кулакевич. – Пожалуй, это был один из самых сохранных объектов на территории Беларуси.
В какой-то степени ему повезло. После отъезда в Польшу в 1917-м последнего владельца имения Эммануила Булгака дворец не пустовал. В разные годы здесь находились школа, детский дом, немецкий госпиталь в период Великой Отечественной войны, сельскохозяйственный техникум. Последний, кстати, переехал отсюда лишь в 2006 году.
– Во время всех этих перипетий серьезно пострадало внутреннее убранство дворца, – объясняет научный сотрудник музея, экскурсовод Ксения Новикова. – Стены, некогда покрытые сусальным золотом и венецианской штукатуркой, были выкрашены обычной масляной краской, разобраны более 200 печей и тончайшей работы кессонные потолки, украшавшие большинство залов.
Реставраторам, все эти годы трудившимся над воссозданием первоначального вида дворца, пришлось немало постараться, чтобы сегодня Жиличи вновь встречали гостей во всем блеске и шике тогдашней эпохи.
– Интерьеры воссоздавали по фотографиям, которые сделал Ян Булгак – основоположник художественной фотографии в Беларуси и родственник владельцев поместья, – продолжает Ксения Новикова.
Конечно, подлинных вещей Булгаков не сохранилось. Наиболее ценные предметы искусства вывезли еще во время Первой мировой подальше от фронта в российский Орел, в музеях которого они и находятся по сей день. А ведь в Жиличах некогда хранились уникальные коллекции античной скульптуры и слуцких поясов, около 7 тысяч старопечатных и рукописных книг, а стены украшали фамильные портреты представителей древнего рода Булгаков.
– Их фамильный герб – «Сырокомля», – обращает внимание экскурсовод. – По легенде, они связаны родством с рыцарем Сырокомлей, который получил герб от Ягайлы и Витовта за то, что во время битвы на реке Ворскле в 1399 году проявил «мужественную защиту имени Христова против язычников, произносивших на него хулу». Хоругвь, в которой сражался рыцарь, выступала под символом «Абданк», который и стал его личным гербом. А так как Сырокомля был православным, то попросил поместить на свой геральдический знак Крест святого Георгия.
Древний герб, которым некогда так гордились хозяева, и сегодня можно увидеть на стене бального зала дворца.
– Посмотрите, – показывает на противоположную сторону Ксения Новикова. – Здесь есть и второй герб, принадлежащий роду Слизней, из которого были и первая, и вторая жена Игнатия Булгака.
Первая супруга – Изабелла – скончалась от тифа в возрасте 24 лет, оставив двух малолетних детей. Второй избранницей овдовевшего магната стала ее младшая сестра Тереза. Именно благодаря ей во дворце появилась оранжерея, в которую можно было попасть прямо из банкетного зала, чтобы полюбоваться диковинными растениями.
По словам экскурсовода музея, тут росли пальмы, персики, но самое главное – весьма экзотические по тем временам ананасы. Вместе мы проходим в оранжерею, где совсем скоро закончится реставрация и появится зимний сад.
– Ананасы были тогда настолько дороги, что их никто не ел, а сдавали в аренду, – продолжает экскурсию гид. – Если на столе во время праздничной трапезы лежал этот фрукт, это означало, что хозяин стола неприлично богат и может себе позволить такую роскошь.
Несмотря на то, что реставрационные работы еще продолжаются, в том числе по воссозданию интерьера, посетители едут сюда, чтобы собственными глазами увидеть жиличскую красоту.
– В день у нас бывает до тысячи экскурсантов, – удивляет цифрами Ксения Новикова. – Надеемся, когда музей заработает в полную силу, к нам будет приезжать еще больше гостей.
В перспективе, как отмечают в Жиличах, реставрации ждут парк, каскадные озера и каретная, что позволит создать целостное восприятие белорусской архитектурной жемчужины XIX века.
Юлия ФЕДОТОВА
Фото Валерия КАРТУЛЯ