ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
03 2014
20 декабря 2024 / Ценные кадры

Энергия тепла

На центральный щит управления ТЭЦ-4 стекается оперативная информация о работе всего оборудования. Десятки переключателей, датчики, цифры на дисплеях и схемы на компьютерных мониторах – для начальника смены станции Максима Каракулько картина привычная. Но даже такому, как он, профессионалу с 17-летним опытом здесь ни на минуту нельзя ослабить внимание. Любое отклонение от заданных параметров может дать сбой и оставить как минимум полгорода без тепла и света.

Задачи «со звездочкой»

ТЭЦ-4 – самая крупная в республике. Питает теплом и горячей водой западную, юго-западную, частично северную и центральную части Минска. А вырабатываемое на «четверке» электричество поступает в энергосистему страны.

Начальников смены здесь в шутку называют ночными директорами.

– На станции есть дневной персонал и сменный, он же – оперативный. В 17.00 первый покидает свои рабочие места, а вместе с ним и наш директор. Получается, что до утра главнее нас на ТЭЦ никого нет, – с улыбкой поясняет Максим Каракулько.

И уже серьезно добавляет: в любое время суток большинство работ на станции делается исключительно с ведома и одобрения начальника смены: все действия с оборудованием, изменение нагрузки или электрические переключения.

– Переменных факторов очень много. Всегда есть нюансы, которые нужно учесть конкретно здесь и сейчас. И это большая ответственность. От моего решения могут зависеть работа всей станции, безопасность сотрудников, сохранность оборудования и благополучная жизнь столицы. Мельчайшие последствия любого шага нужно просчитать, а времени порой на это не так много, – рассказывает собеседник.

Говорит, что, несмотря на сложность и психологическое напряжение, именно за постоянный мысленный поиск любит свою работу. Правда, признается, что чувство это возникло не сразу, хотя и рос он в семье энергетиков. Мама еще до недавнего времени работала в Минских кабельных сетях, отец и сейчас трудится начальником смены электроцеха на ТЭЦ-4.

(Не)случайный выбор

– Ни о какой романтике и мечте детства от меня точно не услышите, – смеется Мак­сим. – Пошел в энергетический колледж, потому что проходной балл там был ниже, чем в радиотехническом. Родители тогда сказали: «Электриком на хлеб с маслом всегда заработаешь».

Первая учебная практика на ТЭЦ-4 парня впечатлила, но, увы, не в позитивном смысле. Вспоминает до сих пор, как ремонтировал выключатели ОРУ 110 КВ.

– В каждой фазе по 2 тонны масла. Его нужно слить. Затем, уже находясь внутри корпуса, чистить контакты, откручивать гайки, протирать ветошью детали. Работал, как положено, а в конце смены не знал, как отмыться. Никак не мог избавиться от тяжелого специфического запаха этого масла. Друзья на свидания по вечерам ходили, а я дома сидел, чтобы от меня девушки не шарахались, – шутит Максим Каракулько.
Совсем другая история началась, когда сюда же, на ТЭЦ-4, он пришел по распределению уже дипломированным электромонтером по обслуживанию электрооборудования.

Время открытий

– Совершенно иная специфика – оперативная работа. И я на нее буквально бежал, так было интересно. Каждый день узнавал что-то новое. Один и тот же двигатель, к примеру, способен ломаться по разным причинам. И вывод его в ремонт может быть сопряжен с разными действиями. Тут уже изучаешь ситуацию, а не просто данные из учебника: сопоставляешь факторы и, по сути, решаешь логическую задачу, – говорит собеседник.

К слову, его искренний интерес к делу не пропал даром. Профессиональная карьера очень быстро пошла в гору. Всего года через три парня назначили начальником смены электроцеха, а потом практически через такое же время – начальником смены станции.

Надо сказать, это был настоящий карьерный взлет. Чтобы попасть на такую должность, необходимо не только наработать приличный стаж на ТЭЦ и хорошо себя зарекомендовать, но и пройти специальное обучение, сертификацию, противоаварийные тренировки. Максим не стал ждать, когда ему предложат это сделать. Сам написал заявление на имя главного инженера с просьбой выдать программу подготовки.

Тот поначалу даже разозлился, мол, откуда такая бесшабашная смелость? Но «добро» все-таки дал. Увидел в парне потенциал и перспективу.

– Я тогда проявил настойчивость, – вспоминает Максим. – Не потому, что решил: я все знаю. Просто хотелось идти дальше.

Энергетик во втором поколении

Начальником смены станции Кара­кулько-младший трудится уже 10 лет. И можно сказать – продолжает династию. Когда график совпадает, выходит на смену вместе с отцом.

– Он сидит справа от меня, и я командую отцом наконец-то, – шутит Максим.

Рассказывает, что в период профессионального становления возникало много вопросов, и родитель был для него настоящей ходячей энциклопедией. Раскрывал многие нюансы, делился рабочими фишками.

Интересуемся: «А сейчас ученик превзошел учителя?»

– Скорее, нет, – улыбается Максим. – Мне все еще есть к чему стремиться.

Наталья КОВАЛЕВА
Фото БЕЛТА