ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
4 номер

Энергия витебской земли

Развитие большой энергетики в Беларуси началось с Витебской области. Днем создания энергосистемы страны принято считать 15 мая 1931 года. Поводом стал пуск в 1930 году Белорусской ГРЭС в городском поселке Ореховск Оршанского района. Тогда же стали строить и первые линии электропередачи. Сегодня Белорусская ГРЭС является одним из 17 филиалов РУП «Витебскэнерго». Но у нее на Витебщине были предшественники.

Для трамвая и улиц

О том, как в Витебске появилась первая электрическая станция, подробно рассказывает в своей книге «История витебского трамвая» Леонид Забелло, трудившийся в трамвайном управлении.

Витебск в 1890 году был губернским городком с населением в 69 тыс. человек, мелкой промышленностью, грязными, кое-где мощеными улицами. В некоторых местах их освещали керосиновые фонари. Спустя 5 лет здесь объявились сразу три акционера, желающих получить концессию на строительство трамвая. Это событие полностью изменило жизнь города. Местная дума поручила городской управе заключить контракт по устройству электрической железной дороги (трамвая) с французским гражданином Фернаном Гильоном, что и было сделано 4 февраля 1896 года.

«Гильон обязывался за свой счет и на свой риск построить электрическую железную дорогу со всеми к ней принадлежностями и подвижным составом», – пишет Леонид Забелло.

Чтобы обеспечить новый транспорт электричеством, в 1897–1898 годах на улице Задуновской (сейчас – проспект Фрунзе) Бельгийское акционерное общество «Витебский трамвай» возвело центральную электростанцию. Предприятие работало на нефти и дровах. Помимо трамвая, тока хватало и для частичного освещения города.

С началом Первой мировой войны западная граница России закрылась, акционерное общество не смогло получать из Брюсселя оборудование и запчасти. При этом электротранспорт работал на износ: трамваи перевозили раненых, электростанция обеспечивала энергией военные учреждения, госпитали и лазареты. Прибегали и к импортозамещению: когда из-за перенапряжения вышел из строя один из трех агрегатов паровой машины, аналогичный изготовили на Коломенском машиностроительном заводе.

К 1917 году штат центральной электростанции насчитывал 13 человек. Причем заработная плата руководителей и рабочих сильно разнилась. Например, начальник станции получал 400 рублей в месяц, ему предоставлялась бесплатная квартира с отоплением и освещением, а слесарь – 150 рублей. Ситуация изменилась после Февральской революции, когда активизировал свою работу профсоюз трамвайщиков. После сентябрьской забастовки в 1917-м жалованье работникам пересмотрели.

Директор сбежал

28 октября (10 нобря) 1917 года в Витебске установилась советская власть. Когда директор трамвайного предприятия скрылся за пределы города, не оставив в кассе денег ни на зарплату, ни на топливо для электростанции, работники собрали средства и снарядили делегацию в Москву. Там нанимателя разыскали, и он частично выплатил зарплату, в счет остатка выдал соль.

В начале 1918 года рабочий контроль вместе с ответственными служащими признали положение трамвайного предприятия критическим. При содействии местных властей ему ссудили 200 тыс. рублей и назначили коллегию для управления.

Вскоре Бельгийское акционерное общество «Витебский трамвай» прекратило свое существование, после чего предприятие было национализировано. Следует сказать, что сохранить первую электростанцию помогали и сами работники, которых к 1919 году насчитывалось 130 человек.

Леонид Забелло пишет: «Когда центральная электростанция должна была остановиться из-за отсутствия топлива, рабочие «Витебского трамвая» решили во внеурочное время добыть топливо. Для этого они отправились в район деревни Коспоковщина, где в лесу заготавливали дрова и на санках вручную возили их на электростанцию. Одновременно с этим конфисковали дрова (300 м³), находившиеся во дворе архиерейского дома напротив электростанции. Усилиями коллектива вопрос с топливом для центральной электростанции был решен». К 1922 году центральную электростанцию передали из Губкоммунотдела в управление «Водосвет». В архиве сохранился отчет о деятельности той поры.

«С первых же дней приступили к большим ремонтам: на центральной станции отремонтирован и пущен в ход сгоревший умформер (электрическая машина для преобразования тока с одной на другую частоту), капитально очищены и отремонтированы все три паровых котла с постановкой новых колосников, восстановлен артезианский колодец, бездействовавший более 6 лет, приобретено для аккумуляторной батареи 400 с лишним пластин и разных принадлежностей к ним… На 6 улицах заменены старые провода, не соответствовавшие техническим требованиям, вновь проложены магистрали на 5 улицах. В общей сложности проложено около 11 верст новых проводов. Управление заказало Сормовскому заводу коленчатый вал для 200-сильного дизеля взамен лопнувшего в 1919 году и с той поры бездействовавшего… Заводу в Петрограде заказаны 2 коленчатых вала к действующим на центральной станции паровым машинам», – написано в отчете.

И эти шаги имели результаты. Электри-ческие предприятия начали работать с прибылью, вольтаж расширенной сети повысился, а ток подавался одновременно и на освещение улиц, и для движения трамвая.

***

Центральная электростанция Витебска проработала до 1931 года.

Место изменить можно

В 1926 году в Витебске планировали строительство новой станции, которая будет работать на торфе. Полное оборудование должен был обеспечить Государственный электротехнический трест (Москва).

В ноябре окончательно постановили строить станцию на берегу Западной Двины рядом с фабрикой «Двина» и фанерным заводом. Пуск запланировали на 1928 год. Но 6 мая 1927 года Совнарком БССР поменял место – возводить крупную электростанцию решили неподалеку от Орши у д. Осиновка. Причина – огромные торфяные залежи в этих местах. Осиновскую ГРЭС затем переименуют в Белорусскую ГРЭС имени И.В. Сталина.

Место действительно оказалось очень подходящим: Осиновские болота с залежами торфа 11260 тыс. тонн на площади порядка 6000 гектаров, Ореховское озеро с площадью зеркала в 250 гектаров, пригодное как водоем-охладитель. Озеро было хорошо изучено, поскольку еще до революции его планировали включить в водную систему, соединяющую Балтийское море с Черным. Удачно располагалась будущая ГРЭС и по отношению к потребителю: на севере от станции был Витебск, а на юге – Орша, Дубровно, Барань, Шклов, Копысь, Могилев.

Кстати, именно вопрос о том, кто будет потреблять энергию, и послужил причиной приостановки в самом разгаре строительства предприятия, приказ о котором пришел из Москвы. Поводом стало письмо от группы инженеров-специалистов, где шла речь о нецелесообразности дорогостоящего проекта из-за отсутствия промышленности, а значит, и потребителя. Но предложение специалистов отказаться от большой электростанции в пользу маленьких в крупных городах не посчитали разумным.

Первый ток

Стройка БелГРЭС началась летом 1927 года. Преимущественно использовался ручной труд, главными инструментами были лопаты и тачки, при этом возводили одновременно и станцию, и жилые дома. Строители прибыли со всего Советского Союза: вместе с местными мастерами трудились калужские столяры, рязанские торфяники, казанские землекопы. В музее предприятия есть воспоминания и о том, как они жили. Люди спали на полу, на соломенных матрасах и подушках. Клубом и столовой была одна и та же комната, оборудовали ее мебелью-«трансформером»: комбинированные столы-скамейки поворачивали нужной стороной в зависимости от того, какое было мероприятие. Во время обеда мебель становилась столом, во время киносеанса – скамейкой.

Первый ток от БелГРЭС предприятия Витеб-щины, Оршанщины и Могилевщины, энергоустановки которых были уже изрядно изношены, получили 8 ноября 1930 года. До начала войны первенец энергосистемы выработал огромное по тем временам количество электроэнергии – 1552 млн. кВт/ч.

5 июля 1941 года на станции получили приказ демонтировать оборудование. 86 вагонов с оборудованием отправились в эвакуацию… Работа станции возобновилась в августе 1946 года, спустя 6 лет она достигла прежней мощности. И более 20 лет БелГРЭС оставалась единственным мощным центром электрификации Беларуси. Сегодня годовая выработка электроэнергии составляет 14,355 млн. кВт/ч, годовой отпуск тепла достиг 108,11 тыс. Гкал.

В самом Витебске новая электростанция появилась только после войны: первую очередь Витебской ТЭЦ сдали в эксплуатацию 27 декабря 1954 года. В 1960-м запустили 2-й турбогенератор, а в 1961-м и 3-й, станция достигла проектной мощности 56,3 МВт. В 2006 и 2011 годах изношенные 2-й и 3-й турбоагрегаты заменили более мощными. Сегодня ТЭЦ вырабатывает 245–285 млн. кВт/ч электроэнергии в год, годовой отпуск тепла равен 615–705 тыс. Гкал.

Не сбавляя обороты

О рекордах энергетиков области можно узнать в музее РУП «Витебскэнерго». Его открыли в 2003 году по инициативе тогдашнего генерального директора предприятия Александра Озерца.

– Витебская энергосистема лидирует в Беларуси по выработке электроэнергии, в ней сосредоточено свыше 30% мощности всех электростанций страны, – подчеркивает заместитель генерального директора по идеологической и социальной работе РУП «Витебскэнерго» Владимир Диклов. – В составе нашего предприятия 17 филиалов, 6 тепловых электростанций, 4 электросетевых филиала, «Витебские тепловые сети», «Энергосбыт» и «Витебскэнергоспецремонт», учебный и физкультурно-оздоровительный центры, а также два сельхозподразделения.

Флагман энергетики Лукомльская ГРЭС (ее первый энергоблок был пущен 22 декабря 1969 года) находится в списке 100 наиболее мощных энергоисточников мира, использующих ископаемое топливо, и является абсолютным лидером в республике. На его базе апробировались многие прогрессивные технологии. Сейчас на станции строят пиково-резервный энергоисточник на базе газотурбинных установок мощностью 150 МВт. Аналогичный объект мощностью 100 МВт возводится и на Новополоцкой ТЭЦ. Эта масштабная работа идет в рамках интеграции БелАЭС в энергосистему страны.

В июле 2017 года в эксплуатацию введена самая крупная в республике системообразующая подстанция 330 кВ «Поставы».

– Она является связующим звеном между энергосистемами трех областей – Витебской, Минской и Гродненской, – поясняет Владимир Диклов. – Подстанция «Поставы» – первая в стране, куда ведут сразу 7 высоковольтных линий электропередачи. Объект важен тем, что через него полученная на БелАЭС энергия поступает в общую энергосистему.

Остается Витебская область лидером и в использовании возобновляемых источников энергии. Так, летом 2017 года на Двине с разницей в месяц введены в эксплуатацию Полоцкая и Витебская ГЭС. На сегодня они являются самыми мощными гидроэлектростанциями страны, их суммарный объем выработки электроэнергии составляет от 240 до 285 млн. кВт/ч – это позволяет заместить в республике 77 млн. кубометров природного газа.

Виктория ДАШКЕВИЧ
Фото из открытых интернет-источников и БЕЛТА