Эталонный почерк мастера
В Беларуси каждый пятый пенсионер работает. Почему не хотят отдыхать? Рассказываем несколько трудовых историй.
Григорий Азаренко востребован на производстве и после выхода на пенсию. Понятное дело: на старом советском станке он умудряется изготовить настолько точную деталь, что даже под микроскопом придраться не к чему. Да и сам на отдых не торопится – чувствует, что еще может принести пользу. К тому же у него есть дополнительная мотивация: в следующем году грядет личный профессиональный юбилей – 40 лет на знаменитом могилевском «Зените».
Шлифовщик 6-го разряда инструментального цеха ОАО «Зенит» Григорий Азаренко вышел на пенсию в 55 лет, поскольку работал во вредных условиях труда. Однако остался на заводе. Весь последующий год получал и зарплату, и целиком пенсию. Пока ему не позвонили из комитета по труду, занятости и социальной защите Могилевского облисполкома. Выяснилось досадное недоразумение: все эти 12 месяцев по ошибке не учитывали, что индивидуальный коэффициент 1,38 требует «усечения». В итоге работающему пенсионеру переплатили 650 рублей. Долг он вернул.
– Уже почти 8 лет получаю пенсию в меньшем размере, – рассказывает Григорий Михайлович. – И вдруг Указ Президента (по отмене ограничений на размер пенсии работающим пенсионерам. – Прим. авт.), а я как раз собирался трудиться до 65 лет. Приятно, что еще полтора года у меня будет больше денег.
Точность до микронов
Григорий Азаренко застал те времена, когда «Зенит» входил в состав ленинградского научно-производственного предприятия «Вектор» и они с коллегами шлифовали изделия стратегического назначения – выполняли заказы военно-промышленного комплекса для инженерных войск СССР.
А еще в 1980-е годы именно могилевские «зенитовцы» стали выпускать кассетные магнитофоны «Беларусь-301». К слову, последующие модификации по своим электрическим параметрам не уступали западной аудиотехнике, а по диапазону звуковых частот даже превосходили многих из конкурентов.
– На работу устроился уже после службы в армии, окончив до этого Могилевский политехникум, – говорит собеседник. – Тогда в инструментальный цех набирали лучших, и новичкам буквально в первый месяц работы приходилось оправдывать доверие. Мне посчастливилось практиковаться у сильнейшего наставника.
Резьбошлифовке Азаренко учился у Виктора Микулича. Ветеран войны и труда, делегат XXV и ХХVI съездов Коммунистической партии Советского Союза Виктор Анисимович тогда работал на Могилевском автомобильном заводе имени С.М. Кирова и был чуть ли не самым знаменитым рабочим в Могилеве.
– Тогда мне любая задача казалась интересной, – признается шлифовщик. – Можно было голову сломать, пока придумаешь, как это сделать. Я и сейчас тружусь на станках со Знаком качества СССР. Так и не перешел на те, которые с ЧПУ. Моя программа – у меня в голове.
Помнит Григорий Азаренко и самый сложный заказ – шлифование контр-калибров для контроля резьбовых колец. Допуск на деталь – микроны. После выпуска их аттестовывали в минской лаборатории и удивлялись, как подобное можно сделать с такой феноменальной точностью?
Миллион деталей из одной
С 2000 года «Зенит» перепрофилировали под освоение производства электротехнической продукции с последующей поставкой на «Могилевлифтмаш». Начался выпуск комплектующих для лифтов: блоков привода дверей кабины, матричного табло, плат для устройств управления, различных выключателей.
Спустя 14 лет «Зенит» уже производил и поставлял на «Могилевлифтмаш» около 400 модификаций различных узлов и деталей. Параллельно продолжалась разработка новых версий магнитол, радиоприемников и даже пневмогарпунов для подводной охоты.
Григорий Михайлович признается, что за 40 лет на «Зените» уже и не осталось таких изделий, которые он не смог бы изготовить.
– Специфика такова, что от меня требуется не тысяча деталей, а те, что еще никто не делал, – говорит собеседник. – Иными словами, изготавливаем штампы и пресс-формы, с помощью которых после выйдет миллион изделий для нашего завода лифтового машиностроения. Мне нравится, что над душой в течение смены никто не стоит. Смысл не в количестве, упор – исключительно на качество.
Именно этот принцип помог Азаренко реализоваться в профессии. Сегодня заслуженный ветеран труда завода «Зенит» гордится тем, что коллеги его работу узнают, как говорится, по почерку, молодежь прислушивается к его советам, а администрация предприятия буквально засыпала грамотами и благодарностями.
– Приятно, что меня ценят, нуждаются во мне и отправлять на заслуженный отдых не торопятся. Знают, что еще пригожусь для общего дела, – заключает Григорий Михайлович.
Виктория БОНДАРЧИК
Фото автора