ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
02 февраля 2024 / ЭКСКЛЮЗИВ

Евгений Никитин: «Все понимают любовь и доброту»

Актер театра и кино, исполнитель бардовской песни и ведущий Евгений Никитин сыграл в ряде известных театральных постановок, снялся более чем в 100 фильмах и сериалах. После роли воспитателя Куренного в нашумевшей советской картине Динары Асановой «Пацаны», которая вышла на экраны в 1983-м, Никитина стали узнавать на улице. Однако сам актер считает для себя этапной снятую в том же году на «Беларусьфильме» короткометражную ленту «Обуза». Поговорили с Евгением Никитиным о его работе в театре и кино, творчестве и вечных ценностях.

  • – Евгений Руфимович, «Пацанов» тогда в прокате посмотрели 25 млн. зрителей, фильм занял 2-е место, уступив лишь «Вокзалу для двоих» Эльдара Рязанова. У картины «Обуза» не такая громкая судьба. Почему ее считаете для себя знаковой?

– «Пацаны», бесспорно, из разряда культового советского кино и хорошая работа. Но мой герой – он очень понятный, что ли… Играю там заместителя начальника лагеря для трудных подростков. Его не любят воспитанники, он не стремится сопереживать, вникать в чьи-то проблемы. У Куренного абсолютно четкий характер, и тут не требовалось ничего искать. Просто играл, что просит режиссер. Наверное, дело в этом. В «Обузе» иначе: было над чем поработать. Отец маленькой девочки любит ее, но везет в круглосуточный садик, чтобы она не мешала устраивать личную жизнь… Эту роль я проживал, и это был действительно ценный опыт. Вот говорят, чтобы стать настоящим генералом, надо жизнь прожить. Так и у актера.

  • – Кстати, генералов вам не раз довелось играть. В вашей фильмографии, особенно с начала 2000-х, немало ролей военных и представителей силовых структур. В том числе в одной из последних работ в кино, сериале «Адмиралы района» 2020 года, генерал Рубцов. У вас для таких образов идеальный типаж и наверняка режиссеров покоряет поставленный голос?

– Был один случай. В российской картине играл генерал-полковника, снимали эпизод в генштабе Московского военного округа: по сюжету на аудиенцию ко мне в кабинет приходит генерал-майор. После сцены продюсер говорит: «Смотрел, как вы играете, и аж мурашки по коже, будто у настоящего генерал-полковника в кабинете стоял. Как вы это делаете?» Отвечаю: 90% харизмы и 10% – таланта (улыбается). А вообще, я должен был стать военным моряком. На Северном флоте служил мой дядя. Это была и моя мечта тоже. Собирался в военно-морское училище в Санкт-Петербурге, но подвело зрение.

  • – «Не могу стать военным, буду артистом» – так просто?

– Это интересная история. Когда учился в 10-м классе, мы переехали из Чайковского (Россия. – Прим. авт.) в Могилев. Отца, как ценного специалиста, перевели организовывать производство на только созданном тогда комбинате шелковых тканей, теперь это широко известное «Моготекс». Школу я оканчивал уже в Могилеве. И вот один мой приятель как-то говорит: «Женя, составь компанию знакомой девочке. Она хочет заниматься в театральной студии при Могилевском драмтеатре, но ей назвали условие – нужно привести с собой мальчика. У тебя внешность, способности, на гитаре играешь, поешь, ты же – артист». Так я попал на сцену.

  • – Профессиональную карьеру вы начинали в театре им. Янки Купалы, потом сменили несколько трупп. Выступали в Национальном академическом драмтеатре им. Горького, Драматическом театре Белорусской армии. Играли в знаменитых отечественных постановках – Яким в «Павлинке», Бущтец в «Рядовых»… А что вам ближе: театр или кино?

– Сложно сказать, они разные. На сцене весь спектакль от начала до конца играешь. Можешь быть разноликим, феерически раскрасить свой образ. В кино этого нет. Снимается эпизод, чтобы потом из цепи отдельных кадров сложить историю. Есть определенный синхрон, за какое время ее нужно рассказать. В театре в этом смысле больше свободы для импровизации.

  • – И худрук всегда готов ее принять?

– Нет, конечно! Вот потому порой и уходил. Для меня очень важна свобода творческого самовыражения. По натуре я очень требовательный человек, могу спорить с режиссером, если не согласен с ним в прочтении роли. Не подумайте, великим себя не считаю. Спокойно отношусь к критике. Просто уверен: на сцене, как и в жизни, нужно быть искренним. Зритель чувствует то, что настоящее. Это режиссеры порой, чтобы выделиться или в угоду моде начинают что-то выдумывать, ставить все с ног на голову.

  • – А лично ваши идеалы и ценности?

– Не выношу лжи, хамства, неуважения к людям. Вчера вот еду в трамвае: стоит пожилая женщина, а на сиденье рядом – молодая девчонка, средних лет мужчина, скорее всего, какой-то офисный работник, в гаджет уткнулся… Для меня это дикость. Не могу спокойно смотреть, когда вижу такое. Более всего для меня ценны человеческие отношения. Это то главное, о чем нужно всегда напоминать в том числе и со сцены. И что бы ни говорили, я убежден: все понимают любовь и доброту.

  • – Постановка театра Белоруской армии «Ты помнишь, Алеша…» по пьесе Алексея Дударева, в которой вы сыграли комкора, была удостоена Гран-при московского фестиваля «Славянский венец». Тогда же вы в Москве на телевизионно-театральном фестивале «Этот День Победы» за роль комкора получили приз как лучший актер. Как по-вашему: тема Великой Отечественной войны не должна уходить из искусства?

– Считаю, что сегодня она особенно актуальна. Разве когда-то могло в голову прийти, что нацизм начнет возрождаться с новой силой? А что по факту? Появились люди, которые за доллар готовы пойти на что угодно, Родину продать. Молодежь нужно учить ценить мир, воспитывать в ней патриотизм. Все и всегда держится на любви к своей земле, родным и окружающим людям.

  • – После громкого успеха в Москве были предложения переехать?

– Звали на несколько масштабных театральных проектов. Однако я в то время как раз купил участок, начал строить дом – всегда этого хотел. И вот этот свой кусочек земли все и решил (улыбается). Честно скажу, не жалею. Да, наверное, стал бы еще более известным, может быть, богаче. Но для меня это никогда не было в жизни главным. А зритель, он везде одинаковый…

Наталья КОВАЛЕВА
Фото Степана ТЮШКЕВИЧА