Еврейская трагедия Витебска
В июле 1941 года Витебщина была полностью захвачена фашистами. «Новый порядок», кроме уничтожения советского строя, предполагал и ликвидацию целых наций. В планах фашистской Германии и их реализации в Витебске нам помог разобраться завкафедрой истории и культурного наследия ВГУ имени П.М. Машерова доцент Анатолий Дулов.
Уничтожение по плану
Нацисты руководствовались идеей расового превосходства арийцев. Согласно их планам, восток Европы должен был быть колонизирован и «германизирован». Гиммлер определил и период для заселения немцами территорий – на протяжении примерно 30 лет после окончания войны.
По Генеральному плану «Ост» в Восточной Европе должны были остаться порядка 14 миллионов местного населения, их рассматривали в качестве рабочей силы. Остальные лица не немецкого происхождения подлежали «выселению» (фактически – уничтожению), в проектах «Ост» назывались цифры от 31 до 51 миллиона человек.
В первую очередь фашисты намеревались полностью ликвидировать еврейское и цыганское население. И даже когда план «Ост» утратил практический смысл (летом 1943 года ситуация на Восточном фронте поменялась), гитлеровцы продолжали «решать еврейский вопрос». Красная Армия уже вела бои на территории Германии, а в концлагерь из Берлина отправили эшелон с евреями 27 марта 1945 года.
Историки сходятся во мнении: в случае победы фашистов подобная судьба ждала бы и белорусов.
От нашивки до гетто
Чтобы понять, сколько евреев проживает в Витебске, 17 июля 1941 года немцы объявили об их обязательной регистрации. Учитывали не только тех, у кого национальность была указана в паспорте, но и потомков от смешанных браков – всего 16 тысяч человек. Кстати, составленные списки не обнаружены до сих пор. По распоряжению новой власти евреи должны были носить опознавательные знаки – нашивки желтого цвета на одежде. Известен случай, когда фашисты собрали еврейских мужчин от 15 до 55 лет, затем, разделив их на группы и выбрав в каждой по 30 человек, расстреляли. Причиной стал якобы отказ носить опознавательные нашивки.
В Национальном архиве Беларуси сохранились немецкие отчеты. Зондеркоманда 7а сводкой № 34 сообщает о положении и расстреле евреев в Витебске 26 июля 1941 года: «Назначенный еврейский совет до сих пор зарегистрировал 3000 евреев. Введена маркировка. В настоящее время евреи заняты на расчистке города. В целях устрашения за невыход на работу публично расстреляно на улицах города 27 евреев».
25 июля витебским евреям приказали переселяться в гетто. Оно располагалось на правом берегу Двины возле здания бывшего Клуба металлистов (современная улица Ильинского). Сделать это нужно было за 2 дня.
Современный Кировский мост советские войска разрушили при отступлении. Немцы организовали понтонную переправу. Но человеческий поток парализовал движение транспорта, и евреям, жившим на левом берегу, пользоваться переправой запретили. Реку преодолевали на плотах и лодках.
В книге «Хроника страшных дней. Трагедия Витебского гетто» Михаил Рывкин и Аркадий Шульман приводят свидетельские показания, которые очевидцы давали сразу же после освобождения Витебска. В.Д. Орлова рассказывала: «Когда лодки с людьми отъезжали от берега, немцы, которые командовали переправой, начинали их раскачивать, и лодки переворачивались вверх дном. Сидящее в лодках еврейское население разных возрастов бросалось в воду. Физически более выносливые выплывали, а слабосильные, особенно старики, женщины с грудными детьми, погибали. Выплывающих евреев немцы били веслами по голове с целью их потопления. Я сама видела, как немцы в момент переправы еврейского населения через реку связали несколько евреев веревкой во весь рост и связанных бросили в реку. Они утонули. Подобное повторялось несколько раз».
Количество неизвестно
Во время переправы погибло немало людей. Но благодаря тому, что лето 1941-го было засушливым, многим удалось перебраться на другой берег. Людям предстояло жить на территории, почти полностью опустошенной войной. Дома были разрушены, ютиться приходилось в шалашах, во дворах. После того как евреев переселили, территорию гетто обнесли забором и колючей проволокой.
Первое время режим был не самым жестким. Немцы не кормили евреев, и они контактировали с местными жителями, обменивая вещи на продукты. Ночью выбирались за ограждения, чтобы разжиться едой. Но в середине сентября в газете появилось объявление, угрожавшее уголовной ответственностью за нахождение евреев вне территории гетто и присутствие мирных жителей другой национальности на его территории. Узники умирали от голода и холода, к середине октября 1941 года погибли около 10 тысяч человек.
При этом продолжалось уничтожение. В отчетах айнзатцгруппы «Б» есть сведения о двух массовых расстрелах. Первый произошел в октябре, второй в декабре 1941 года. Согласно отчету, 19 декабря были убиты последние узники Витебского гетто. Число расстрелянных при ликвидации доподлинно неизвестно, называют цифру от 8 до 17 тысяч человек.
Кроме Витебска (содержалось около 20 тысяч человек), особенно крупные гетто на Витебщине были в Полоцке (15 тысяч) и Глубоком (10 тысяч).
Виктория ДАШКЕВИЧ
Фото из открытых интернет-источников