
Фабрика гроз
Трейлер новой диснеевской «Русалочки» поднял волну по всему миру, которая не спадает уже месяц. Причина в исполнительнице главной роли – она темнокожая. Такой вариант сказочного персонажа отражает или искажает нашу современность?
Олег: Темнокожая русалочка? Как-то мелковато диснеевские сценаристы плавают. Даешь афро-Белоснежку! Вот где разрыв шаблонов и разгул оксюморонов! А так… Ганс Христиан Андерсен семь раз (я перечитал и пересчитал) упомянул, что у его русалочки белая кожа, но Голливуду виднее. В последние годы «фабрика грез» показала нам афро-скандинавских богов и афро-славян, а ежевикой на торте стала афро-супруга английского короля Генриха VIII в сериале «Анна Болейн». Критиков сразу записали в расисты, но разве проблема не в том, что киноделы уходят от первоисточников и канонов?
Юлия: Если твои претензии к английским аристократам не того цвета кожи понять можно, то к русалочке – нет. Она вымышленный персонаж, и каждый имеет право дофантазировать ее внешность. В конце концов, кто такая Ариэль?
Олег: Русалочка? Стиральный порошок?
Юлия: Смотри глубже. Это набор определенных качеств. На ход истории влияют сила духа героини, ее умение любить и жертвовать. Вот что надо показывать, а не искать шаблонную диву на радость публике. Еще фильм не вышел, а его уже загнобили лишь за цвет кожи героини. А как в этом случае не говорить о расизме?
Олег: Зрителей взбесило то, что «Дисней» украл у них частичку детства – тот образ Ариэль, который он сам же и придумал. Мультфильм вышел более 30 лет назад – представляешь, сколько миллионов человек выросли на нем и полюбили? Во многом за ту рыжеволосо-голубоглазую русалочку. Конечно, многие ждали экранизации. А тут такое. Понятно, откуда хвост растет: студия решила снова заработать на успешном проекте, но с учетом новых принципов Голливуда. С ужасом жду следующий трейлер: вдруг окажется, что русалочка влюбилась не в принца, а в принцессу!
Юлия: Заверю тебя: в этом случае соберется внеочередной парад поддержать русалочку, которая отважилась на такое признание! Но если серьезно: искусству нужно ломать стереотипы. Долгое время темнокожим доставались лишь определенные образы. Например, громил, как в «Криминальном чтиве», или помощников белых главных героев, как в «Брюсе всемогущем».
Олег: Морган Фриман, на минуточку, сыграл Бога!
Юлия: Да, Бога, главная функция которого – наладить жизнь белого Брюса. И продолжу: а уж если в фильме кого-то убивали первым, так это черного парня. Неудивительно, что новая русалочка вызвала столько страстей!
Олег: То есть ты согласна с тем, что пошла волна?
Юлия: Посмотри на YouTube, как радуются Ариэль темнокожие девочки. Их эмоции – не лучшее ли доказательство того, что пора перестать бояться перемен?
Олег: Перемены Голливуд извратил до безобразия. Когда в 2016-м началась истерия «Оскар» – такой белый!» с угрозой бойкота премии, киноакадемия рьяно взялась за реформы.
Юлия: Давно пора было.
Олег: …и чтоб дважды не прогибаться, решили учесть всех, кого нельзя обидеть. Теперь для победы в номинации «Лучший фильм» на первых ролях обязательно должны быть азиат, афро- или латино-американец, не менее трети массовки составлять «женщины, представители какой-то расовой или этнической группы, ЛГБТ, люди с ограниченными возможностями». Вот такое кино. Таланты можешь не искать, но снять меньшинства ты обязан. Разве не бред?
Юлия: Не сгущай краски. Для победы на «Оскаре» из четырех новых критериев фильм должен отвечать лишь двум. То есть можно и дальше снимать кино про белых мужчин, но при этом в съемочной группе обязаны работать люди с разным бэкграундом. И круто: кино перестанет быть элитарным клубом, куда входят только свои.
Олег: Это называется отбор по профессиональным качествам.
Юлия: А разве в последние толерантные годы статуэтку брали не профессионалы? Драматургически сильные картины – «Земля кочевников» в 2021-м или «Паразиты» в 2020-м. Поэтому таланты по-прежнему искать придется, но и игнорировать запросы общества на равность не получится.
Олег: О какой равности ты сейчас говоришь? Представь кастинг, когда требуется выбрать трех актеров из 100 претендентов, среди которых один афроафриканец. Как ты думаешь, кто точно получит роль, даже если с треском провалит прослушивание? Тот, кто равнее 99 оставшихся равных.
Юлия: Ты упоминал сериал «Анна Болейн». Джоди Тёрнер-Смит отлично справилась с ролью жены короля.
Олег: А разрешат ли в современном Голливуде белому актеру сыграть Мартина Лютера Кинга, Мохаммеда Али или Барака Обаму? Сообщество почернеет от злости. А вообще запрос на равность был во времена Великой французской и Октябрьской социалистической революций. Современное общество требует не равности, а толерастии.
Юлия: Давай вернемся к «Русалочке», а точнее, к еще одному примеру, когда темнокожий персонаж сыграл белого героя. Культовый «Побег из Шоушенка». Одну из главных ролей отдали Моргану Фриману, и справился он с ней блестяще – на «Оскар». А ведь в книге его персонаж был белым ирландцем. Но зрителям оказалось все равно. Я к тому, что надо дать Холли Бэйли шанс. Кто знает, может, уже через минуту после начала кино мы так погрузимся в картину, и последнее, что нас будет волновать – цвет кожи новой Ариэль.
Олег: Если кто-нибудь вообще на это кино пойдет…
Олег ФЕДОРОВ, Юлия КУЛИК
Фото Валерия КАРТУЛЯ, коллаж Олега ФЕДОРОВА