ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
26 августа 2022 / Беседка

Фо(и)рменное первое сентября

Со следующего учебного года во всех белорусских школах будет введена форма, а пока с 1 сентября ученикам предлагается носить «отличительный элемент» своего учреждения. Это может быть фирменный галстук, пиджак или эмблема. Тема дресс-кода вызвала широкий резонанс среди родителей и учеников. Решили обсудить ее и мы.

Юлия: Вокруг только и разговоров, что о школьной форме! Так со стороны может показаться, что для системы образования нет более важных тем и вопросов. Хотя почему меня это удивляет? Мы же привыкли к тому, что учителя вынуждены снижать оценку за неправильное оформление правильно решенной задачи. Или за исправленную самим ребенком ошибку в диктанте. Все – уже некрасиво, не по стандарту! Но не получается ли в этом случае, что форма важнее содержания? С одеждой та же тема. Какая разница, Олег, решаю я пример у доски в джинсах или же в черной юбке чуть ниже колена? Не главное ли – чтобы ответ был верным?

Олег: Большинство критиков обязательной школьной формы сами ее не носили – не застали в силу возраста. А я застал. И носил сознательно, ответственно. Отказался последним в своей школе, когда все уже год одевались кто во что горазд. У мальчишек джинсы-«варёнки», спортивные костюмы и мешковатые свитеры с орнаментом (некоторые выходцы из 1980-х до сих пор в таких копают картошку на своих участках). В гардеробе девочек все те же джинсы, а также мини-юбки, легинсы. Класс напоминал цыганский табор. Учителей старой формации это раздражало: они привыкли к порядку даже в одежде. Не кажется тебе, Юля, что школьная форма – из разряда правил поведения учеников?

Юлия: Здорово, Олег, что ты подумал об учителях и их комфорте. Но как же сами ученики? Отсидеть в сковывающем движения пиджаке 6 уроков – то еще испытание, поэтому мальчишки, да и девчонки, при первой же возможности стараются избавиться от него, повесив на спинку стула. Белые рубашки и блузки хоть и красиво, но совсем не функционально. Дети есть дети: во время переменок они носятся, играют, падают. Воротники и манжеты чернеют уже после третьего урока. Не могу не сказать и о наших партах и стульях – редкая удача вернуться домой без затяжки на колготках. Порядок – это хорошо, но в школе и без того слишком много строгих правил и требований, зачем же к ним добавлять и необходимость формы?

Олег: Странно, что до этого не додумались в Китае, Японии, Малайзии и тем паче в Австралии, Индии, на Кубе (с их жарким климатом) – здесь ношение школьной формы обязательно. Проще в США, Германии, Канаде или Испании: там соблюдать дресс-код заставляют лишь в частных элитных учебных заведениях. В министерстве образования Англии вообще закостенелые изверги сидят: с 1552 года над школярами издеваются! Поясни – это дань традициям, часть системы воспитания или в перечисленных странах парты и манжеты другой системы?

Юлия: Раз уж ты сам заговорил об Англии XVI века, то напомню тебе, Олег, что школьную форму в этом году ввели для сирот и бедняков. Это была вынужденная мера, потому что детям не в чем было ходить. Вот и приходилось надевать одинаковые простые костюмы из дешевого синего сукна. Вдобавок считалось, что синий цвет олицетворяет послушание и покорность. Эти два существительных идеально ложились в основу образовательного процесса того времени. Не согласился с учителем – получил палкой по рукам. Но мир же изменился? Разве теперь педагоги не должны, наоборот, поощрять умение размышлять, аргументированно спорить (даже со взрослым!), мыслить критически? И разве одежда, а точнее – вольность в ней, не должна способствовать этому?

Олег: О да-а, критическое мышление… Когда в наших школах разрешили носить любую одежду, дети сразу разобрались, чьи родители хорошо зарабатывают, а чьи не могут купить ребенку «крутые шмотки». В отношении последней категории одноклассников стали мыслить критически, проще говоря, гнобить. Единая школьная форма позволяет избежать подобных ситуаций. После уроков носи, что вздумается, – палкой по рукам за такую вольность не получишь. Мир изменился, но не в том, что единство в одежде рождает чувство причастности к какой-то группе: будь то военная униформа или футболка спортивного клуба. Сейчас предлагают каждому учебному заведению обзавестись оригинальным стилем. Разве это не даст эффект сопричастности к своей школе?

Юлия: Я отвечу на этот вопрос, но сначала сделаю ремарку по еще одному твоему утверждению: мол, форма уравнивает всех. Отнюдь. Разный достаток семей теперь виден по айфонам, умным часам, планшетам, в конце концов по фото с крутых курортов в соцсетях. Навязывание дресс-кода не решает проблему социального неравенства – от детей не скроешь за формой доход родителей. А теперь о чувстве сопричастности. Фанаты спортивного клуба носят футболку с его логотипом, потому что сами этого хотят. А у школьников спросили, нужна ли им форма?

Олег: Нет, конечно. Так же как не спрашивали, нравится ли им, что урок длится 45 минут, или согласны ли они с системой оценок. А учебники? Может, пускай дети их сами выбирают – по весу или красоте обложки. Юля, я вовсе не пытаюсь убедить тебя в том, что если мы по примеру Хогвартса напялим одинаковые мантии и нахлобучим остроконечные шляпы на всех учеников, то они непременно станут волшебниками. Эффект обучения зависит от другого. Но все же есть какая-то магическая связь между формой и содержанием.

Юлия КУЛИК, Олег ФЕДОРОВ
Фото Степана ТЮШКЕВИЧА, коллаж Олега ФЕДОРОВА