ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
46 2005
02 августа 2024 / Земляки

Гаммы из музея

Мария Бондаренко – самая музыкальная айтишница Беларуси. Несколько лет назад директор международной IТ-компании открыла в Минске необычный музей. В нем – более 100 музыкальных инструментов различных стран, народов и эпох. От гитары до экзотических поющих чаш, от громоздкого рояля до миниатюрного колокольчика, от белорусской дуды до индийского ситара. И самое интересное: все экспонаты не спрятаны за стеклом – на них можно играть!

  • – Классический музей известен правилом «руками не трогать»! Почему вы решили отказаться от него?

– Захотелось, чтобы прикоснуться к музыке смогло как можно больше людей. Похожих музеев по всему миру немало. Мне особенно понравились дома музыки в Вене, Париже и Санкт-Петербурге.

Но у них есть ограничения: экспонаты брать нельзя, чтобы услышать их звучание, нужно нажать на кнопку. Эффект не тот. Люди не могут прочувствовать инструмент, познакомиться с ним на практике. Поэтому в основе концепции нашего музея стали интерактив и живое знакомство с музыкой и инструментами.

Правда, первое время мы с командой не до конца продумали формат и сильно об этом пожалели. Просто пускали желающих в музей и разрешали всё трогать и на всем играть. Это был ужас. У скрипок лопались струны, барабаны бились – посетители отрывались по полной! Всего через пару месяцев половина наших экспонатов нуждалась в ремонте. Я была на грани того, чтобы вовсе отказаться от этой идеи. Но выход нашелся. Теперь музей проводит интерактивные программы в малых группах и в обязательном сопровождении ведущей.
И уже под ее присмотром можно поиграть. А параллельно – узнать про нашу коллекцию много не­обычных фактов.

  • – Как пополняется коллекция?

– Как правило – мною лично. Я покупаю музыкальные инструменты и арт-экспонаты в магазинах, на рынках, аукционах. Многое привожу из зарубежных командировок, в том числе тематические статуэтки, картины. Например, из Мюнхена приехал музыкальный ангелочек, из Парижа – массивная каменная скульптура органистов, из Брюсселя – потрясающий гобелен!

Процесс поиска постоянный, и в нем участвую не только я. Ведь в мире существует порядка 10 тысяч видов инструментов, и большинство из них – народные, этнические. Очень интересно, как они выглядят и звучат! Порой нам что-то предлагают гости. И мы очень благодарны им за это! Так, наша коллекция пополнилась вторым ситаром, необычным музыкальным инструментом уду в форме улья, профессиональной тубой.

  • – Может, сейчас охотитесь за чем-то конкретным?

– За клавесином. В Беларуси его купить нереально. Пока ищем инструмент, который устроил бы нас и по звучанию, и с художественной точки зрения.

  • – Музыкальные инструменты нуждаются в обслуживании. Сложно ли в нашей стране найти реставратора?

– Нет, у нас отличные мастера, которые справляются даже с нереальной, казалось бы, задачей. Например, к нам в коллекцию попал антикварный рояль фирмы «Карл Бехштейн» 1915 года. Он был в ужасном состоянии – без ножек, с расписанной крышкой, фактически убитый. Но мы нашли специалиста, который восстановил его буквально по частям, полностью заменил механику и смог вернуть к жизни. Да, это было очень дорого, но оно того стоило.

  • – Кто чаще заглядывает к вам в гости – музыканты или же люди, далекие от мира музыки?

– И те, и другие – сложно сказать, кого больше. Даже профессионалы делают у нас массу открытий. Им интересно поиграть на арфе и органе. Они искренне удивляются барабану из кожи жирафа и маракасам из кокосовых орехов. Но и людям, далеким от музыки, все невероятно интересно. На наших экскурсиях мы не сыплем терминами вроде «диатоническая гамма» или «пентатоника». Все максимально просто и доступно! Кроме того, это возможность найти «свой» инструмент.

Реальная история: пришла семья с дочкой. Девочка ходила от одного экспоната к другому, и было видно, что она скучает. До момента, пока не взяла в руки скрипку. И случилась магия. Полчаса она водила смычком по струнам, завороженно слушая их звучание. Родители были в шоке. Потом они благодарили за то, что вопрос с выбором инструмента для учебы в музыкальной школе решился сам. И кто знает, возможно, ребенок нашел свое призвание!

  • – Минчанам, конечно, удобно добраться до вас. А как быть жителям других городов? Не рассматриваете ли формат выездных экспозиций?

– А именно так мы и работали во время пандемии. В тот период мы как раз вынуждены были покинуть одно помещение и искать другое. Больше года инструменты «жили» в моем доме, и мы с экскурсоводами устраивали выездные мероприятия. Конечно, в ограниченных условиях многое не покажешь. Тот же рояль весит под 300 килограммов, чтобы его перевезти, нужно как минимум три грузчика.

  • – На ваш взгляд, другим музеям нужно перенимать интерактивный формат, чтобы привлекать посетителей?

– Да, это современный тренд в мире, и приятно наблюдать, что многие музеи постепенно внедряют его. Устраивают квизы, квесты, интерактивные программы – когда в очках виртуальной реальности можно погрузиться в определенную эпоху или даже в картину. Другое дело, что далеко не всегда этот формат применим. Есть экспонаты, которые в силу хрупкости и уникальности приходится размещать только в классическом варианте – за стеклом.

  • – Вы часто в разъездах, как живет музей без вас?

– У музея прекрасная команда. Большой вклад в его создание внесла моя сестра Ольга. Она дизайнер и позаботилась обо всех мелочах оформления как экспозиции, так и интерактивных программ. У нас отличные ведущая и администратор – они постоянно предлагают что-то интересное и новое, чтобы музей развивался.

  • – А вы сами занимаетесь музыкой?

– Играю на фортепиано и флейте, немного на гитаре и баяне, учусь на органе. Но из-за частых командировок заниматься систематически не получается. Из последних увлечений – осваиваю оперный вокал: для этого нужен только личный инструмент – голос! Искренне считаю, что в музыке, куда ни глянь, можно черпать много интересного – это безграничная область познания. Поэтому и наш музей будет развиваться всегда.

 


Самый-самый инструмент

  • – Мария, какой экспонат самый старый в вашей коллекции?

– Рояль C. Bechstein 1915 года. Но еще назову два – фортепиано Perzina и фисгармония. Конкретная дата их производства неизвестна, но этим инструментам тоже точно более 100 лет.

  • – Какой инструмент проделал самый длинный путь к музею?

– Индийский многострунный ситар. Кстати, во время экскурсий ведущая обычно ставит в тупик даже музыкантов вопросом, из чего сделан корпус инструмента. Правильный ответ – из тыквы. Не зная, догадаться непросто.

  • – А что больше всего притягивает внимание посетителей?

– Арфа, орган и… терменвокс. У последнего нет ни струн, ни клавиш, а управляется электромагнитным полем. То есть ты просто «шаманишь» руками – и он издает звуки. У большинства посетителей обычно получается вой привидений, но профес­сиональным музыкантам удается добиться имитации человеческого пения. Это завораживает. Послушайте обязательно!


Юлия ЯШЕВСКАЯ
Фото предоставлено
Марией БОНДАРЕНКО и БЕЛТА