ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
36 /1995
15 декабря 2023 / За кадром

Где хранят курточку Буратино

Чтобы в одном месте собрать все, чем могут пользоваться работники Национальной киностудии «Беларусьфильм», не хватит и всей «Минск-Арены». Склад с мужской и женской одеждой, с головными уборами и обувью, с реквизитом, а еще оружейная – в каждом от 20 тысяч экземпляров. И ежегодно коллекция только прирастает.

Тот самый сарафан

– Я года три училась здесь ориентироваться, – признается художник по костюмам Людмила Соколова, когда мы заходим в «женский» зал.

Самая большая в стране гардеробная впечатляет. Народные платья с вышивкой, пышные наряды герцогинь, униформы медсестер и проводниц, льняные вещи крестьян, милые сарафаны в горошек из 80-х и громоздкие шубы из 90-х. На любой рост и телосложение. Под любой запрос. Некоторые наряды надевали всего раз, однако они не выглядят новыми. Впрочем, такого эффекта добиваются специально.

– Нужно, чтобы костюму «поверили». Поэтому даже новые вещи мы слегка затираем, занашиваем, чтобы было максимально естественно, – поясняет Людмила.
Если в первую минуту кажется, что в помещении можно потеряться, то, освоившись, сложно не заметить, насколько все тут систематизировано. Наряды развешаны строго по категориям, на каждом – бирка с указанием, в каком фильме костюм использовался и для кого предназначался.

– Самый старый наряд нашей коллекции – красный в белый горошек сарафанчик Лены из фильма 1959 года «Девочка ищет отца», – рассказывает моя собеседница. – А самым дорогим я бы назвала платье для картины «Черный замок», которая выйдет на экраны в следующем году. Оно изготовлено в единственном экземпляре, из шелка, с дорогой вышивкой. Примерная цена – 4 тысячи рублей. Платье надевалось только на сцену казни, то есть в кадре оно было считаные минуты, однако это того стоило.

«Норковый» тренд

Есть костюмы дорогие из-за ткани, узоров и кропотливой работы, а есть такие, ценность которых – в безграничной зрительской любви к картине. Например, на складе «Беларусьфильма» до сих пор хранятся миниатюрная курточка Буратино, накидка Карабаса-Барабаса, костюм Пьеро. Людмила отмечает, что эти наряды входят в «золотую коллекцию», хранятся как память и никому не выдаются. В то время как большинство других предметов одежды может арендовать любой желающий.

– К нам обращаются профсоюзные первички, помогая своим творческим коллективам, театры, музеи. Например, один из столичных отелей периодически делает выставки, надевая на манекены костюмы с наших складов, – рассказывает Людмила Соколова. – С физическими лицами мы тоже сотрудничаем: в день приходит минимум человек десять, которые подбирают наряды для личных фотосессий либо других собственных проектов. В прошлом году была мода делать снимки, стилизованные под «Острые козырьки», в этом большой спрос на наряды из 80-х. А вместе со снежной зимой прибавилось женщин, которые захотели красивые кадры в шубах с меховыми шапками – сейчас это тренд.

Наряды и реквизит «Беларусьфильма» используют и зарубежные киностудии.

– Например, Азербайджана, Узбекистана, Казахстана. У них богатый собственный выбор национальных костюмов, а вот, к примеру, нужных вещей для военных фильмов нет совсем, – говорит она.

В 2018 году в «Беларусьфильм» обратилась телекомпания HBO. Создатели фильма «Чернобыль» хотели добиться максимальной аутентичности. В теории можно было бы попробовать отшить все необходимое с нуля – бюджет мини-сериала наверняка позволял это сделать. Но реально ли найти нужную ткань и лекала? Поэтому киношники американской студии арендовали около 2 тысяч предметов: военную форму, пионерские галстуки, халаты, ремни. Кстати, зарубежные коллеги все добросовестно вернули в лучшем виде.

«Жутко правдоподобно!»

Конечно, создателям ленты понадобились не только костюмы, но и вещи того времени: шкафы, столы, стулья и даже постельное белье. Эти предметы можно найти на складе реквизита. В помещении – порядка 25 тысяч единиц… почти всего! В ряды выстроились музыкальные инструменты, бюсты, посуда, книги (причем есть экземпляры 1917 года!), стопки газет, коляски, самовары, иконы… Среди этого богатства можно найти и золотой ключик из фильма про Буратино, и кольчугу из «Анастасии Слуцкой». Просим кладовщика Елену Кирножицкую показать самые любопытные экземпляры.

– Куклы из фильма «Дикая охота короля Стаха» – им уже больше 40 лет, – первым делом отмечает наш экскурсовод. – Не так давно для съемок «Черного замка» заказали муляж мумии. Его стоимость – примерно 5 тысяч рублей. Кстати, изготовили его белорусские бутафорщики. Как показывает практика, наши художники могут справиться с заданием любой сложности. Например, для того же фильма нужно было сделать муляж головы актера – по сценарию героя обезглавили. Получилось жутко правдоподобно!

Реквизит пополняют по мере необходимости. Что-то изготавливают на заказ, что-то ищут в магазинах и на барахолках. Порой «спонсорами» выступают обычные люди, которые приносят посуду или одежду прошлых лет.

Кстати, пользуются всем этим богатством не только киношники. Сейчас, к примеру, в павильонах «Беларусьфильма» идут съемки музыкального шоу «Фактор.BY», и его режиссеры-постановщики – частые гости реквизиторской. Что ж, с такими возможностями им под силу воплотить любую задумку – все будет ограничено только фантазией.

Юлия ЯШЕВСКАЯ
Фото Степана ТЮШКЕВИЧА