ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
08 июля 2022 / Персона

Гектары ответственности

Без пяти минут кандидат сельскохозяйственных наук, агроном Юрий Семенов подал заявление на регистрацию фермерского хозяйства в 1990 году. Решение было рискованным: в Советском Союзе не знали однозначного ответа, смогут ли земледельцы-частники накормить страну. Стереотипы пришлось ломать не только в обществе.

Истоки «Родника»

– 1990-й запомнился пустыми прилавками… У меня в то время была практически готовая кандидатская, написанная под руководством академика Василия Спасова, – рассказывает Юрий Семенов. – Когда решил оставить науку и заняться фермерством, жена плакала.

Заявку молодого фермера рассматривали 7 месяцев, затем выделили 54 гектара земли, в том числе 46 гектаров пашни. Шумилинский район – центр Полоцкой низменности. Земли здесь не отличаются высокой балльностью. Как лучше их использовать, фермер решал экспериментально.

– Садился с карандашом и расписывал: затраты рассчитывал по максимуму, прибыль по минимуму, – вспоминает он. – Если хоть немного выходил в плюс, значит, можно заниматься. Пробовал выращивать практически все.

Например, Юрий Семенов занимался выращиванием лекарственных трав. Ромашкой аптечной он обеспечивал полностью Витебскую область. Также выращивал валериану, пустырник, зверобой, календулу. Но затем ввели лицензирование на производство лекарственных трав. Выполнить все условия оказалось очень сложно. Закон, к примеру, предполагал наличие в штате фармацевта. В итоге плантации пришлось запахать… Сейчас лицензия отменена, но по­явилось лицензирование на фасовку.

Во многом благодаря «Род­­нику» – первому на Шу­милинщине хозяйству элитных семян – Витебская область лидирует по семеноводству многолетних трав, а вот овощи фермер не производит около трех лет. У него сильная техническая база, но проблема в нехватке рабочих рук.

Деревня – целостный организм

В сельской местности, уверен фермер, комфортно должно быть каждому – и ребенку, и механизатору, и учителю, и пенсионеру. Но число трудоспособного населения в деревнях снижается по естественным причинам, а еще из-за миграции.

– Снижала рост сельского населения урбанизация. Еще совсем недавно многодетные семьи могли получить бесплатную квартиру в районном центре, – приводит пример фермер. – Ради жилья люди ехали в город, где нередко не находили работы. Сейчас одумались: умелые доярки, толковые механизаторы остаются на селе.

Безусловно, именно в сельской местности нужно воспитывать будущие кадры.

– Моему хозяйству нужен был энергетик, – рассказывает Юрий Семенов. – Я взял выпускника Городокского колледжа, он поработал 2 месяца, ушел в армию и на прежнее место работы уже не вернулся. Ситуация повторилась во второй и в третий раз. Думаю, найти компромисс между дефицитом кадров на селе и службой в Вооруженных Силах тоже можно. Например, освободить выпускников сельскохозяйственных учебных заведений от службы в Вооруженных Силах при условии подписания контракта с сельхозпредприятиями на несколько лет.

В диалоге – услышать друг друга

Юрий Семенов – председатель совета Белорусского общественного объединения фермеров. Он тесно работает с властями, а членство в экспертном совете Министерства сельского хозяйства и продовольствия только усиливает его ответственность.

– Фермерские хозяйства в нашей стране возделывают чуть больше 2% сельскохозяйственных земель и производят около 3% валовой продукции, – приводит цифры фермер. – И обсуждение проблемных вопросов в рамках совета, беседы с руководителями, специалистами и рабочими предприятий разной формы собственности позволили мне увидеть нюансы, которые мешают фермерству развиваться.

Белорусское общественное объединение фермеров, опираясь на выводы практиков, ведет диалог с Минсельхозпродом. Там, принимая принципиальные решения, прислушиваются к мнению фермеров.

Виктория ДАШКЕВИЧ
Фото Валерия КАРТУЛЯ