ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
47 2006
18 августа 2023 / Земляки

Герой полярного неба

Высадка на льдину у Северного полюса стала первым подвигом уроженца Бреста Ильи Мазурука.

Жизнь уроженца Бреста Ильи Мазурука – сплошной блокбастер. В 1927 году громил басмачей в Средней Азии, в 1938-м участвовал в высадке исследователей на Северный полюс. Во время войны командовал авиадивизией, которая перебрасывала самолеты из Америки в Советский Союз. В мирное время в своей московской квартире с окнами на Кремль поселил… медвежонка и пингвина.

Парень каменецкого замеса

Будущий Герой Советского Союза, кавалер двух орденов Ленина генерал-майор авиации Илья Мазурук родился в 1906 году в Бресте. Его родители – выходцы из Каменецкого района. Как писал сам знаменитый полярный летчик, отец во время Первой мировой командовал одним из фортов Брестской крепости. В то время его семья эвакуировалась подальше от военных действий – в Липецк.

В 14 лет он уже работал на железной дороге, затем по комсомольской линии. После службы в армии определился, кем быть, – окончил военно-теоретическую школу ВВС в Ленинграде, а затем школу летчиков в Борисоглебске.

В его биографии мелькали то Средняя Азия, то Сахалин и Камчатка. И везде он был лучшим. В составе специального летного отряда первым в мире осуществил посадку тяжелых самолетов в районе Северного полюса.

Посадка на льдину

К Северному полюсу люди стремились издавна, безуспешно пытаясь добраться до манящей точки на судах, собачьих упряжках, воздушных шарах. В 1926 году планировалось, что на арктические льды с дирижабля высадится норвежский путешественник Руаль Амундсен, но он не рискнул. Через два года от этого шага отказался и итальянский исследователь Умберто Нобиле. И только в 1937 году советский воздушный десант справился с этой задачей. Шестеро летчиков посадили свои самолеты на дрейфующую льдину у Северного полюса. Все, в том числе и Илья Мазурук, были удостоены звания Героя Советского Союза.

Однако высадка на льды не являлась самоцелью. Для организации научно-исследовательской станции в Арктику прилетели 35 полярников во главе с академиком Отто Шмидтом. Через две недели летчики отправились обратно в Москву, оставив 4 исследователей под руководством Ивана Папанина на первой в мире дрейфующей станции «Северный полюс-1».

В 40-ю годовщину знаменательного перелета, рассказывая корреспонденту журнала «Огонек» об этом невероятно сложном и опасном событии, Илья Мазурук отмечал, что самолеты экспедиции не имели антиобледенителей, отопления, автопилотов и иных важных приборов. Запас топлива также был ограничен, что не позволяло облетать районы плохой погоды. Не было и точных карт. «Зато было очень много риска и опасностей, но важное задание Родины выполнили без единого ЧП. Мы были безмерно счастливы», – сказал прославленный летчик.

Стоит добавить, что перед этим Мазурук совершил беспрецедентный 45-часовой перелет по маршруту Москва – Сахалин.

Линия Мазурука

В начале Великой Оте­чест­венной войны Илья Мазурук командовал особой авиагруппой, которая барражировала Белое и Баренцево моря. Но вскоре его отозвали с фронта, поручив командовать 1-й перегоночной авиадивизией, осуществлявшей переброску американских самолетов через Аляску и Сибирь на Западный фронт. Впоследствии этот маршрут получил название «линия Мазурука».

Летать приходилось в экстремальных условиях, ведь трасса пролегала через Аляску, Чукотку, Колыму, Якутию, Красноярск – в общем 6,5 тыс. км. Уже после войны в интервью газете «Вечерняя Москва» Илья Павлович рассказывал, что самым сложным по метеоусловиям был участок от Аляски до Чукотки. Однажды один из летчиков совершил вынужденную посадку в районе Верхоянского хребта и «полюса холода» Оймякон. Мазурук приказал во что бы то ни стало найти его. Силами местных охотников организовали экспедицию по доставке авиатору теплой одежды и продуктов. Пилота спасли.

Попал в анналы истории и такой факт. В январе 1944 года в Якутске приземлился американский самолет, на борту которого находился сенатор, кандидат в президенты Уэнделл Уилки со свитой. Во время стоянки крылатая машина основательно промерзла, однако заокеанская команда высокомерно отказалась от совета советских летчиков прогреть ее перед вылетом, сославшись на то, что техника ультрасовременная и сама со всем справится. При взлете такая самонадеянность чуть не закончилась трагедией. В итоге лететь господину Уилки пришлось на советском самолете.

К слову, транспортным коридором США – СССР пользовались многие политики того времени, к примеру, дипломат Максим Литвинов, Андрей Громыко, бывший тогда послом в Америке.

Товарищ Фомка и Ильюша

О бесстрашии, храбрости и профессионализме генерал-майора авиации написано много. В его биографии есть и факты, раскрывающие летчика-героя как человека импульсивного и даже авантюрного. Скажем, чего стоит история с белым медвежонком по кличке Товарищ Фомка. Медвежонка поймали зимовщики на острове Котельный, откуда на самолете Мазурука он вместе с ними отправился в длительное путешествие в Москву. За 18 дней пути животное настолько привыкло к самолету и людям, что не захотело с ними расставаться. Фомка так обаял Илью Павловича, называвшего медвежонка вторым пилотом, что тот решил забрать малыша к себе домой. Но, как оказалось, вести себя в квартире северный гость не умел, домочадцы страдали от такого соседства, и в итоге Мазурук не выдержал – отправил Товарища Фомку в зоопарк.

Спустя 20 лет история с приобретением экзотических животных повторилась. В 1953 году генерал-майор Мазурук уволился в запас, но остался за штурвалом самолетов гражданской авиации. Как-то он вез пингвинов в зоопарк и одного решил оставить себе. О жизни пингвина Ильюши в квартире Ильи Мазурука ходили легенды. Летчик выгуливал своего экзотического друга на набережной, а на даче вырыл для него бассейн. Сколько Ильюша прожил в столичной квартире, неизвестно, но его чучело до сих пор хранится в музее прославленного летчика, нашего земляка.

Галина СТРОЦКАЯ
Фото из открытых интернет-источников

Автор благодарит за помощь в подготовке материала сотрудников Брестского областного краеведческого музея Марию Кучук и Вадима Левковича.