Гимн малой родине
Мелодия песни «Столица областная», появившаяся к 1000-летию Витебска, давно стала его неофициальным гимном. Музыку к ней написал композитор Марк Фрадкин, который родился здесь в мае 1914 года.
Из Витебска и обратно
В архивах телерадиокомпании «Витебск» есть запись, где уже знаменитый советский композитор признается: «Витебск сделал меня таким, какой я есть сейчас. Так или иначе воспоминания детства, юности проходят во многих моих песнях. Но есть одна из них, которая мне особенно дорога. Это песня о возвращении на родину».
«Вернулся я на родину» – первое произведение, посвященное Витебску. Его Фрадкин создал в 1949 году. На самом же деле возвращаться сюда ему приходилось не один раз.
Врачи Григорий и Евгения Фрадкины с маленьким Марком переехали в Курск. Но тогда шла гражданская война. Белогвардейцы застрелили Григория Константиновича. Мать с сыном вернулись в Витебск. В книге «Люди и взрывы» еще один знаменитый витебчанин профессор Вениамин Цукерман вспоминает о мальчике Марке, с которым соседствовал на Никольской улице (ныне – Доватора): «Будущий композитор-песенник нередко забегал к нам поиграть на пианино. Фрадкин ухитрялся, побывав на оперетте, запоминать все партии и воспроизводить их с полным аккомпанементом левой руки. Мой слух допускал лишь исполнение основной мелодии правой руки».
Когда в городе появился шумовой оркестр, позже ставший частью первого в республике пионерского театра, Фрадкин не только играл там, но и вел программы, писал пьесы, был режиссером и отвечал за музыкальное оформление.
А вот школьные науки давались будущему композитору куда тяжелее. Писательница Алиса Курцман записала рассказ Марка Григорьевича о его школьных годах. После гибели мужа Евгения Фрадкина много работала, и Марк был предоставлен сам себе.
Каждый раз, чтобы сына из-за плохой успеваемости не оставили на второй год, мать переводила его в другую школу. «К седьмому классу не оставалось уже почти ни одной школы, в которой бы я не учился. И тогда мой друг взял с меня слово, что я, наконец, начну заниматься, и уже в середине года меня зачислили в одну из лучших школ города», – вспоминал он.
На выбор профессии повлиял, однако, не абсолютный слух, а увлечение техникой. Фрадкин окончил политехнический техникум, работать по распределению попал на фабрику «Знамя индустриализации» инженером по технике безопасности.
Город помнит
Но на предприятии юноша задержался ненадолго. Через два года он, поработав актером в Третьем Белорусском театре, стал студентом Ленинградского театрального института. А вернувшись в БССР, поступил на работу в ТЮЗ, обучаясь параллельно в консерватории.
В армию его призвали в 1939 году в стрелковый полк в Виннице. Там он организовал самодеятельный ансамбль. Выступления коллектива не остались незамеченными – Фрадкина перевели в Киев, где он вскоре дирижировал Ансамблем песни и пляски Киевского Особого военного округа.
Но карьеру прервала война. Творческий коллектив стал боевой единицей. «Мы не только выступали с энтузиазмом, но и искали новые формы, – цитирует писательница Фрадкина. – Так, в первые дни войны появились в наших концертах фронтовые балагуры – повар Галкин и банщик Мочалкин. Спустя несколько лет зрители мирных концертов увидели их в новых ролях – Тарапуньки и Штепселя».
В 1944 году Марка Фрадкина приняли в союз композиторов, он остался работать в Москве. Дома его уже никто не ждал: мать композитора погибла во время оккупации.
Но о малой родине Фрадкин помнил всегда. Не забывает его и Витебск. Одна из улиц микрорайона Билево носит имя композитора, на здании станкоинструментального колледжа установлена мемориальная доска. А самое главное – в Витебске продолжают любить и исполнять его песни, считая особенно своей «Столицу областную».
Подготовила Виктория ДАШКЕВИЧ
Фото из открытых интернет-источников