ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
28 июля 2023 / На злобу

Горящая путевка в Польшу

Возникает ощущение, что прибытие в Беларусь бойцов ЧВК «Вагнер» переполошило Запад даже больше, чем размещение в нашей стране тактического ядерного оружия России. Нервная испарина появилась кое у кого там после заявления Александра Лукашенко на встрече с Владимиром Путиным в Санкт-Петербурге о том, что дислоцированные на белорусской территории вагнеровцы горят желанием «сходить на экскурсию в Варшаву и Жешув».

Место работы – «горячие точки»

В мире действует несколько сотен частных военных компаний (ЧВК). Формально они не принадлежат к какому-либо государству. По сути, это наемники – профессионалы с опытом боевых действий, которые за большие деньги выполняют заказы в неспокойных уголках планеты: будь то охрана стратегических объектов, обучение военнослужащих или защита высокопоставленных персон. Нередко они становились активными участниками вооруженных конфликтов. Пожалуй, первой из числа частных мини-армий широкую огласку получила американская Blackwater (из-за скандалов несколько раз менявшая название), которая засветилась во время военных действий США в Афганистане и Ираке, но не подчинялась Пентагону.

Из российских ЧВК наиболее громко заявила о себе группа «Вагнер». Чаще всего ее основателем называют бизнесмена Евгения Пригожина. Это не подпольная структура – есть главный офис, официальный сайт с перечнем услуг. А вот подробностей работы куда меньше. В конце концов, это вид бизнеса, которому присуща конфиденциальность.

С началом СВО вагнеровцев заметили на Украине. Они действовали обособленно от других военных структур, но стали одной из самых боеспособных российских частей.

Переломным моментом в истории ЧВК стали события 23 и 24 июня этого года, когда Евгений Пригожин использовал бойцов в попытке военного мятежа, или бунта (кто как его называет).

Колонна военного опыта

Как известно, масштабного конфликта в России удалось избежать во многом благодаря участию в переговорах Александра Лукашенко. Среди условий сворачивания «похода на Москву» были отказ от преследования и переезд Евгения Пригожина в Беларусь. Хотя официально заявлялось об одном человеке, почти сразу заговорили о возможной передислокации тысяч бойцов.

Белорусская сторона не делала из этого тайны. Президент страны заявил журналистам (в том числе иностранным), что готов принять вагнеровцев. Под определенные юридические условия. Главная причина – в бесценном опыте боевых действий, который будет чрезвычайно полезен нашим Вооруженным Силам.

Показательна реакция одного из лидеров африканских стран в тот момент, когда обсуждалось новое будущее ЧВК. Он сказал примерно следующее: «Нам не важно, кто это будет – «Вагнер» или «Моцарт» – лишь бы приехали». Мол, примем с распростертыми объятиями. Но командование выбрало Беларусь.

За их перемещением пристально следили в недружественных странах. Западные СМИ «вели» каждую колонну, активно обсуждали начало работы инструкторов с военно­служащими белорусской армии, пугали аудиторию ужасными прогнозами. Отреагировали и военные: в частности, Польша перебросила войсковые бригады поближе к Бресту и Гродно.

Тема обрела новое звучание, когда на встрече с Владимиром Путиным в Санкт-Петербурге белорусский лидер сделал громкое заявление. «Может быть, и не следовало говорить. Но скажу, что нас начали «напрягать» вагнеровцы. Просятся на запад: «Разрешите нам!» – сообщил Александр Лукашенко. – Я говорю: «Вам зачем на запад туда?» – «Ну, сходим на экскурсию в Варшаву и Жешув».

И вот тут стало интересно. Ладно Варшава – там достаточно достопримечательностей, но что за Жешув такой? А это такой польский город, который стал важным для Запада перевалочным пунктом для военных поставок на Украину.

Правила игры придуманы не нами

Вот это информационная бомба! Бабахнуло так, что резонансная волна докатилась до Вашингтона. Официальный представитель госдепа США Мэттью Миллер оперативно занял место у микрофона: «Польша – это член НАТО, и мы при необходимости будем защищать каждый дюйм территории НАТО».

Только не надо заводить разговоры о провокации. По сути, наша страна приняла правила игры, которые ей навязывает Запад. Это ведь в Варшаве недавно открыто говорили о готовности поддержать войсками государственный переворот в Беларуси. Это на территории Польши проходят подготовку полулегальные «полки» и «хоругви»: ни дать ни взять частные военные компании (для полного сходства знать бы еще спонсора). В общей милитаризации стран-соседок, увеличении военных учений НАТО у белорусской границы, подготовке диверсионных отрядов явно просматривается враждебность.

Что еще любопытно. Сколько лет Александр Лукашенко призывал к разработке новой системы безопасности в Европе по аналогии с Хельсинкскими соглашениями. Говорил об этом на сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ в белорусской столице в июле 2017-го и годом спустя на международном форуме «Минский диалог», лейтмотивом которого была фраза «Отойти от края пропасти». Но эти прямые обращения к западным политикам и общественности остались без ответа. Те сделали вид, что не услышали. А вот заявление о «туристических» пожеланиях ЧВК «Вагнер» дошло до всех и сразу. Какая избирательная особенность политического слуха! Но если мирные инициативы их не волнуют, теперь мы знаем, как привлечь внимание и заставить прислушаться к позиции Минска.

Олег ФЕДОРОВ, коллаж автора