ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
24 ноября 2023 / Беседка

Грех не купить

Сегодня – черный день календаря. Пугаться не стоит, просто 24 ноября объявлено «черной пятницей» – временем масштабных скидок в торговле. Хороший повод поговорить на тему «кошелек или жизнь».

ОЛЕГ: Недавно меня порадовал банк, через который получаю зарплату: прислал необычное сообщение. Не привычное предложение о выгодном кредите или новой карте рассрочки. Нет, это было предостережение перед наступлением «черной пятницы». Инструкция, как не поехать кукухой, когда уши начнут вянуть от постоянных выкриков «Скидки!», а глаза станут слезиться от гипертрофированных изображений процентов на витринах магазинов. Мол, берегите свои денюжки. Это так мило. Меня как будто защищают от мошенников.

ЮЛИЯ: Не от мошенников, а от импульсивных покупок! Пару лет назад я в конце ноября приобрела далеко не самый зимний товар – велосипед. А все потому, что магазин предлагал скидку 30%. В том, что она реальная, я не сомневалась: мониторила цену на нужную модель несколько месяцев. В декабре, кстати, стоимость велосипеда поднялась до прежнего уровня. Разве в этом случае «черная пятница» не сыграла мне на руку?

ОЛЕГ: Скорее на ногу, если речь идет о велосипеде. Но мне кажется, что ты недоговариваешь, хотя сама сказала об импульсивных покупках. Итак, в прошлую «черную пятницу» непонятно зачем ты купила себе… Давай, продолжай.

ЮЛИЯ: Платья девушкам всегда нужны! Можешь ли ты себе представить, как это психологически приятно, когда вместо одного наряда почти по той же цене ты получаешь два? Да, у магазина своя выгода: разгрузить склад, например. Но какая мне разница, если в этот момент мои эндорфины зашкаливают?

ОЛЕГ: Рад за твои гормоны счастья и проявленное благоразумие. Только ведь далеко не у всех получается сохранять трезвую голову, когда покупка так и манит своей доступностью. Меня впечатлили кадры из американского гипермаркета, где девушки устроили потасовку из-за свадебных платьев, а победительница унесла на кассу охапку нарядов. Зачем ей столько – планирует дюжину раз замуж выйти?

ЮЛИЯ: Предположу, затем чтобы примерить дома, а остальные выгодно продать. Но раз ты вспомнил про Америку, то не могу не добавить: давки, жестокие драки и даже палаточные городки перед магазинами там обычное явление! Люди готовы ночевать на морозе, лишь бы купить плазму на 100 баксов дешевле. Работать в торговых центрах в период распродажи – самый большой кошмар для продавцов. Но белорусы, кажется, более порядочны?

ОЛЕГ: Помнишь детскую игру «Купи слона»? Когда к тебе пристают с одним и тем же нелепым предложением, а ты пытаешься отмахнуться: зачем, мне не нужно, чего прицепился? Не помогает – тебя снова и снова донимают, пока не доведут до белого каления. Никогда не понимал смысла этой забавы, но боссы торговых сетей, видимо, понимают. И устраивают распродажу в агрессивной форме: разгони ажиотаж, сделай покупку навязчивой идеей, замани на акцию – и у тебя купят даже слона. Не кажется ли тебе, что «черная пятница» – это шабаш общества потребления?

ЮЛИЯ: А тебе не кажется, что сегодня все продажи, независимо от дня недели и времени года, так построены? Это называется конкуренция, борьба за покупателя. Согласна, иногда желание «сбагрить» доходит до маразма. Помню, четыре месяца подряд ходила мимо таблички с надписью «Одеяла. Сегодня последний день распродаж! Скидки до 90%». Но уверена: кто-то на это повелся. Как говорится, ничего личного, только бизнес.

ОЛЕГ: Ну, не скажи. Воспринимаешь как личное, когда тебя за дурака держат и пытаются развести на деньги. Известная схема: поднимают цену перед распродажей, чтобы потом удивить покупателя щедростью скидок. Некоторые вовсе не заморачиваются – яркие «супер-пупер выгодные» ценники клеят поверх старых, которые могут быть даже ниже. Другие поступают хитрее: обещают «до минус 90%», а по факту так дешевеет только вантуз, все остальное – от силы на 5–10%. Разве это борьба за покупателя?

ЮЛИЯ: Так и не позволь себя одурачить! Что тебе сегодня, при наличии интернета, мешает проверить цены у нескольких поставщиков, провести несложный анализ и сделать выводы? Слышал про продавцов, которые приглашают на презентации волшебных подушек из шерсти единорога, кастрюль по ценам космических кораблей и массажеров для вечного здоровья костей и мышц? Можно бесконечно ругать их, но решение расстаться с деньгами принимают все же покупатели. Окончательное решение – за потребителем. Так ведь?

ОЛЕГ: В теории. Но агрессивный маркетинг в этом и заключается: сделать так, чтобы человек поверил, будто сам принял решение, а не повелся на рекламную наживку. Пойми, я не против скидок как таковых. Это нормально – по возможности экономить, не переплачивать. Я против истерии под названием «праздник неслыханной щедрости» с парадом шопоголиков. Спорим, каждый второй из знакомых спросит тебя, что ты присмотрела на «черную пятницу»? Как будто в остальные дни по магазинам не ходишь.

ЮЛИЯ: Среди моих знакомых много тех, кто ведет экодружественный образ жизни, и они точно зададут этот вопрос очень строгим тоном! И напомнят, что «черная пятница» стала символом гиперпотребления и пожирания ресурсов, часто невозобновляемых. Ты знал, что во многих странах Европы «черную пятницу» уже заменили на «зеленую»? Мол, да, покупайте товары со скидкой, но делайте это с умом: подумайте, действительно ли вам нужна эта вещь, откажитесь от лишнего, позаботьтесь о минимуме упаковки.

ОЛЕГ: Я к этому и веду: подвох «черной пятницы» в том, чтобы отключить у покупателя навык думать. Главный принцип распродаж «Хватай пока дают!». Не заморачивайся по поводу «надо или не надо», главное – выгодно. Так что рубли на кассу, и всего хорошего. Многие ведутся. Но я еще приключениями Буратино научен, что Поле чудес находится в Стране дураков. И если в кармане звенят 5 сольдо, обязательно найдутся те, кто посоветует закопать деньги в землю. Вижу, что тебя-то на мякине не проведешь. Может, поделишься дельными советами, как не пострадать кошельком в сезон скидок? А то ведь скоро рождественско-новогодние распродажи намечаются.

ЮЛИЯ: Есть действительно классное предложение. В «черную пятницу» продаются не только вещи. Можно с отличной скидкой купить онлайн-лекции, полугодовой курс английского или просто билеты на мероприятия. Думаю, на эмоциях и знаниях никогда не стоит экономить, но вдвойне приятно получить их дешевле.

Олег ФЕДОРОВ, Юлия ЯШЕВСКАЯ
Коллаж Олега ФЕДОРОВА