ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
17 марта 2023 / Беседка

Игровая независимость

Если вам ничего не говорят названия «Хогвартс легаси» и «Атомик харт», значит, вы не интересуетесь индустрией компьютерных игр. Эти два новых проекта уже обзавелись армией поклонников. И пока одни сограждане проводят сутки напролет в виртуальной реальности, другие схлестнулись в споре о вреде игромании. Мы тоже решили подключиться к серверу общественных дискуссий.

ОЛЕГ: Рад, что у нас безобидный повод для разговора о роли компьютерных игр – всего лишь ажиотаж вокруг новинок рынка. Могло быть хуже: когда неадекват утраивает стрельбу в общественном месте, тут же в этом обвиняют увлечение стрелялками на игровых консолях. Мол, перенес жестокость из виртуального мира в реальный. А потом катком осуждения проходятся по всем компьютерным играм, будто в них корень зла и бед человечества – от извращения морали до ухудшения демографии.

ЮЛИЯ: За все человечество говорить не буду, но по отдельным семьям игры бьют наотмашь. Как часто бывает: вернулся мужчина (все же они большинство геймеров) домой с работы, переоделся, поел и засел играть в танки. А по ту сторону экрана – битвы, братство, стратегии, адреналин. Короче, экшен. Даже когда «game over», он продолжает переживать эмоции борьбы. Ему не до супруги. Ученые доказали: «компьютерные развлекухи» буквально воруют у мужчин тестостерон. Вот тебе и ухудшение демографии. Плюс расстроенные, оставшиеся без внимания женщины – тот еще корень зла.

ОЛЕГ: В предложении «вернулся мужчина домой с работы» ты пропустила слово «уставший». Для чего нужны компьютерные игры?

ЮЛИЯ: Спрятаться от реальности?

ОЛЕГ: Почти. Чтобы отдохнуть от дел, отвлечься. Есть другой вариант расслабиться, но его не одобряют Минздрав и печень. Посмотри на это как на хобби: кто-то пропадает на рыбалке, кто-то тратит нервы на футбол, а кто-то стремится стать генералом бронетанковых войск, не вставая с дивана. Разве у мужчин нет права на личное время и выбор, как его проводить?

ЮЛИЯ: Отличное хобби, от которого портится зрение, страдают позвоночник и кисти рук, появляются «сидячие» болезни, не будем называть какие. Я уже молчу про нервную систему – сначала ее на работе расшатают, а потом компьютер добьет. Не думаю, что Минздрав такое одобряет. Увлечение – отлично и нужно. Но где ты видел геймера, который ограничился бы часом-другим игры? Как правило, речь идет о целом вечере с кусочком ночи.

ОЛЕГ: Некоторым это идет на пользу. Слышала о киберспорт-сменах? Пару лет назад российско-украинская команда выиграла на международном турнире 18 миллионов долларов – по три на игрока (младшему было 18 лет, старшему – 23 года) и тренера. Даже анекдот тогда придумали. Отец увидел в новостях сюжет о геймерах-миллионерах и пошел к сыну: «Сидишь, уроки зубришь… Лучше бы в компьютер поиграл!» Профессиональные игроки зарабатывают 5–8 тысяч долларов в месяц, доходы лучших – десятки тысяч. Неплохо, да?

ЮЛИЯ: А сколько тратят любители? Многие геймеры сначала покупают саму игрушку, а потом виртуальные бонусы – оружие, артефакты, одежду.

ОЛЕГ: При Пушкине «геймеры» проигрывали в карты поместья с крепостными! Вряд ли сейчас речь идет о спущенных на ветер состояниях.

ЮЛИЯ: Как сказать. В августе прошлого года геймер выложил 100 тысяч долларов на улучшение своего персонажа! Похожие новости приходят не только из-за рубежа. В Беларуси 12-летний школьник за месяц списал с родительских банковских карт 1200 рублей на игровые «хотелки». Не подумал о том, что прокачанный персонаж не купит еды и не оплатит коммуналку.

ОЛЕГ: А ведь подростки могли бы бесплатно играть на улице в казаков-разбойников, классики и лапту. Так ведь? Ой, им же допотопные забавы не интересны. Значит, пора вмешаться папам и мамам: разве это не задача родителей – указывать, что детям должно нравиться? Только как отвадить ребенка от компьютера, если взрослые сами проводят вечера за смартфонами, планшетами и ноутбуками. Не подскажешь выход из педагогического парадокса?

ЮЛИЯ: Парадокс еще и в том, что многим родителям удобно, чтобы их ребенок сидел за гаджетом, – он дома, под крылышком, накормлен, а не шляется непонятно где и с кем. Детям помладше взрослые порой сами подсовывают телефон с яркой картинкой – лишь бы тот не задавал вопросов и не крутился под ногами. Ведь поговорить, предложить сыграть в настолку (а современных захватывающих вариантов – тысячи!) или прокатится на велосипеде вместе куда сложнее.

ОЛЕГ: Чему удивляться, если сейчас в отцах ходят бывшие мальчишки, которые сами выросли за игровыми приставками и громоздкими ПК. Их тоже когда-то отгоняли от мониторов. Но с радостями детства не так просто распрощаться – даже у повзрослевшей ребятни сохраняется желание «порубиться» часок-другой. Женщины подобной ностальгии подвержены меньше, а внимания к себе требуют больше. Поэтому вам компьютерные игры видятся глупой тратой времени и тестостерона.

ЮЛИЯ: Признаюсь, я бы и сама не против сыграть в «Хогвартс легаси». Игрушка получилась эффектной: разработчики создали красивую вселенную, с открытым миром. Можно даже задание не выполнять, а просто гулять по замку и окрестностям. Но переселиться жить туда, оставляя время только на сон и работу, не смогла бы. Хочется, чтобы ярким эмоциям и магии было место и в реальном мире.

ОЛЕГ: Вот здесь с тобой соглашусь. И с мнением, что компьютерные игры – способ «спрятаться от реальности». Но тогда возникает вопрос к реальности, от которой приходится прятаться. Может, геймеры пропадают в волшебной вселенной «Хогвартс легаси» или альтернативной истории «Атомик харт» потому, что у них нет достойной альтернативы, на которую не жалко потратить целый вечер и кусочек ночи?

Олег ФЕДОРОВ, Юлия ЯШЕВСКАЯ
Фото Степана ТЮШКЕВИЧА
Коллаж Олега ФЕДОРОВА