ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI

Ищу по следу

Кто из нас не мечтал ассистировать Шерлоку Холмсу? Расследования, дедуктивные цепочки, сбор улик и поиск виновных – от всего этого просто дух захватывает! А как действуют современные сыщики? Корреспондент «Беларускага Часу» примерила профессию на себя.

Одеваюсь удобнее, беру фотоаппарат, диктофон, блокнот с ручкой и бегу в Гомельский межрайонный отдел Государственного комитета судебных экспертиз. Здешние специалисты способны восстановить картину происшествия по отпечаткам пальцев, обувной подошвы и даже запаху. Моим проводником в мир криминалистики становится заместитель начальника учреждения майор юстиции Демьян Кисель.

Не трогать: идет следствие

«Неизвестный мужчина обокрал пожилую женщину в одном из городских дворов и скрылся в неизвестном направлении».

Речь идет не о реальном происшествии, а лишь об инсценированной ситуации. Ее нам и надо раскрутить! Берем тяжеленный чемодан «Эксперт-криминалист» и отправляемся на дело.

– Мы первыми проводим осмотр места происшествия, – отмечает Демьян Кисель. – Все знают, что до прибытия следственно-оперативной группы здесь никто не имеет права что-либо трогать или перемещать. Эти меры предпринимаются, чтобы сохранить следы преступления.

Почти сразу же находим отпечаток обуви. Теперь надо правильно изъять след предполагаемого преступника.

– Приступим! – полная решимости, я уже почти подошла к улике.

– Подождите! – остановили меня. – Сначала – фотофиксация. Важно сделать это аккуратно, чтобы не нарушить след. Теперь наденьте перчатки: сейчас будем замешивать материал для заливки.

Получил по уху

В пакет засыпаем гипс и наливаем воду. Тщательно перемешиваем. Пока смесь готовится, интересуюсь: всегда ли остаются следы?

– Всегда. Совершить преступление и не оставить при этом следов невозможно. Поскольку люди не летают, то как минимум можно обнаружить отпечатки рук и обуви. Собрать историю по крупинкам в одно целое помогают и дополнительные вещдоки: волосы, частички кожи, лоскутки ткани, телесные выделения, кровь и даже запах. Многие уверены, что, работая в перчатках и бахилах, они себя обезопасят, но это не так. Трасологическая экспертиза любого выведет на чистую воду, – развенчивает мифы майор юстиции.

Случалось, эксперты находили преступников даже по следу от уха. Серийный взломщик автомобилей несколько месяцев «обчищал» гомельчан. Чтобы заглянуть в машину и оценить ее содержимое, вор дотрагивался ухом до стекла. Опытные эксперты этот след изъяли и исследовали. Когда нашли несколько подозреваемых, установили преступника именно по уху.

– Все знают, что у двух разных людей не может быть одинаковых отпечатков пальцев. Но даже следы босых ног у каждого индивидуальны. Это касается и других частей тела, в том числе ушей, – отмечает Демьян Кисель.

Делаем небольшую канавку к следу – туда и будем лить гипсовую смесь. Так все мельчайшие детали, оставленные преступником, останутся в сохранности. Поверх кладем сеточку и деревянные палочки, схожие с теми, что используют производители мороженого. Криминалисты уточняют: подойдут и обычные веточки, проволока или любые материалы, которые помогут создать ребра жесткости. Это делается для того, чтобы слепок не разрушился при его транспортировке в лабораторию.

Оставшуюся смесь заливаем сверху и ждем застывания. Занимает процесс от 10 до 40 минут.

Вор вернулся на место

Пользуясь паузой в работе, расспрашиваю собеседников о необычных историях. Их в копилке экспертов немало.

Кража. Воры вынесли ценные вещи, владельцы квартиры обратились в милицию. На место происшествия выехала следственно-оперативная группа с участием специалиста комитета судебных экспертиз. В ходе осмотра он обнаружил и изъял след подошвы обуви на земле.

– Как это обычно бывает, возле подъезда собрались прохожие, один из них поинтересовался, что случилось. Тогда-то эксперт и обратил внимание на его обувь, отметив, что уж очень она схожа с изъятым следом, – рассказывает Демьян Кисель. – У мужчины взяли ботинки для проведения судебной трасологической экспертизы.

В результате установили совпадение, что послужило доказательством причастности гражданина к краже. И это не единичный эпизод в нашей практике.

На лабутенах не обманешь

Работа эксперта-криминалиста только начинается на месте преступления. Самое интересное происходит уже в специальных лабораториях.

– Любая обувь во время носки приобретает характерные индивидуальные признаки, зависящие от манеры ходьбы. У нее образовываются отметины, стертости, трещины, повреждения. Все эти «мелочи» позволяют впоследствии точно идентифицировать определенную пару обуви с оставленным ею следом, – делится собеседник.

Пытаюсь проанализировать гипсовый слепок, но даже элементарное заключение сделать не могу, женский это след или мужской. Майор юстиции успокаивает меня: сейчас стало сложнее классифицировать отпечаток по половой принадлежности. Всему виной – модный тренд на тракторную подошву.

«Другое дело каблуки, тут сразу все понятно», – думаю я. Но эксперты с этим могут поспорить.

– Известны случаи, когда мужчины-грабители обували туфли на каблуках для того, чтобы сбить с пути экспертов. В нашей практике один из преступников решил схитрить немного по-другому. Он перевоплощался в женщину: использовал соответствующую одежду, надевал на лицо полимерную маску и парик. Таким образом он путал свидетелей и следствие. Однако, просмотрев кадры с камер видеонаблюдения, сотрудники органов быстро обман раскусили. У «девушки» приметили нетипичную комплекцию и тяжелую походку.

Наш эксперимент подошел к концу. Кстати, найденный след оставил один из экспертов-криминалистов. Так мы на практике убедились, что, если есть улика, обязательно найдется тот, кто ее оставил.

Светлана ВАЩЕНКО
Фото Гомельского межрайонного отдела Государственного комитета судебных экспертиз и автора