Искусство наркоза
Безопасна ли современная анестезия, имеет ли наркоз долгосрочные последствия? Врачи отделения анестезиологии и реанимации № 1 Брестской центральной городской больницы Татьяна Лешкевич и Екатерина Яльницкая рассказывают о своей работе.
- – Любая операция – серьезная травма и стресс для организма. В чем задача анестезиолога: дать наркоз и вывести из него?
Екатерина Яльницкая:
– Обезболивание – только одна из задач. В целом анестезиолог поддерживает работу всего организма во время операции и несет полную ответственность за жизнь человека.
За последнее время медицина шагнула далеко вперед и по оснащению, и по методикам наркоза. Тем, кто работал 15–20 лет назад, во время операции приходилось непосредственно держать свою руку на пульсе пациента. Максимум, что находилось в распоряжении анестезиолога, – это фонендоскоп и тонометр. Постепенно отделения реанимации стали оснащаться современной наркозно-дыхательной аппаратурой, позволяющей работать по мировым стандартам. Сейчас анестезиолог-реаниматолог видит полную картину состояния пациента в реальном времени, наблюдая за артериальным давлением, электрокардиограммой сердца, температурой, степенью насыщения крови кислородом и прочими параметрами.
Во время хирургического вмешательства человеку должно быть проведено такое обезболивание, чтобы минимизировать еще и операционный стресс. И наконец, анестезиолог должен успешно вывести пациента из состояния, в которое его искусственно ввели для операции.
- – Многие пациенты опасаются не столько манипуляций хирурга, сколько последствий наркоза. Ведь не миф, что он вреден?
– Очень много исследований посвящено последствиям анестезии, и все они сводятся к тому, что долгосрочного негативного эффекта нет. И на практике мы этого не наблюдаем. Другое дело, что последствия могут быть связаны с тяжестью состояния больного до операции. Скажем, человек оказался в тяжелом состоянии после ДТП или серьезной политравмы. Разумеется, период восстановления будет долгим и сложным. Многие пациенты и их родственники связывают это с наркозом, хотя на самом деле анестезия тут ни при чем. Анестезиологические осложнения крайне редки.
- – Для общей анестезии используются наркотики. Они могут вызвать привыкание или иные негативные последствия?
Татьяна Лешкевич:
– Наркотические препараты используются, но они не вызывают привыкания и являются одним из составляющих компонентов анестезии.
В анестезиологии существует целое направление, связанное с введением других обезболивающих – ненаркотических и противовоспалительных средств. Есть и разные методы анестезии, к примеру, регионарные намного безопаснее общей анестезии. Скажем, человеку предстоит операция на конечности (верхней или нижней). Ему блокируют под УЗИ-контролем только необходимое нервное сплетение, которое ее иннервирует. Человек сам дышит, он в сознании, но конечность не двигается и не болит во время операции.
- – Каковы особенности плановой и экстренной подготовки пациента к хирургическому вмешательству?
– Накануне плановой операции врач обязательно знакомится с пациентом и результатами его анализов. Собирает анамнез, чтобы выяснить, чем болел, как перенес предыдущие операции, если они были, есть ли аллергия на лекарственные препараты. Вес и рост также важны, ведь анестезия рассчитывается с учетом этих параметров и возраста.
Чем старше человек, тем больше у него хронических заболеваний и выше риски осложнений. При обнаружении патологии, которая может негативно повлиять на течение анестезии и послеоперационного периода, плановая операция может быть отложена до стабилизации состояния. Обязательно у пациента берется письменное согласие на проведение анестезии.
В случае экстренной операции время на подготовку ограничено. Иногда больной из приемного отделения сразу доставляется в операционную (ранение сердца, тяжелая политравма). Подготовка проводится уже на операционном столе. И метод анестезии выбирается с учетом сложившейся ситуации.
Беседовала Галина СТРОЦКАЯ
Фото из архива Брестской ЦГБ