ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
31 марта 2023 / Консультант

Истину отыщет суд

Как решаются споры между нанимателем и работником? Что делать, если бывшему сотруднику не отдают трудовую книжку или забыли внести в нее запись об увольнении? Можно ли не согласиться с характеристикой с прежнего места работы?

Отвечает главный правовой инспектор труда Минского областного объединения профсоюзов Оксана Попова.

  • – Более года назад из-за задержек зарплаты прекратил работу в организации. Директор уговорил не увольняться официально, на пару месяцев формально остаться в штате. Однако он до сих пор не уволил меня и не вернул трудовую книжку. Как быть и куда обращаться?
  • Павел, Заславль

– Прежде всего необходимо подать нанимателю письменное заявление об увольнении по соглашению сторон либо по другим основаниям в соответствии со ст.35 Трудового кодекса (ТК). Если он не уволит вас и не выдаст трудовую книжку, решать вопрос нужно в суде по месту нахождения юридического лица. В иске следует указать требования о расторжении срочного трудового договора (контракта), внесении записи об увольнении в трудовую книжку и ее выдаче, изменении даты увольнения и взыскании среднего заработка за задержку выдачи трудовой книжки.

В соответствии со ст.242 ТК по делам об увольнении работник может обращаться в суд в течение месяца с момента прекращения трудовых отношений. При этом согласно п.1 ст.200 Гражданского кодекса требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока давности. То есть даже если отведенное время упущено, вы имеете право подать иск. Однако нужно быть готовым к тому, что на предварительном слушании наниматель может заявить об истечении положенного срока. В таком случае суд должен будет рассмотреть причины, помешавшие работнику подать заявление вовремя. Если они уважительные (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность, пребывание в длительной командировке и т.п.), исковой срок может быть восстановлен. При отсутствии подобной претензии со стороны нанимателя необходимости в этой процедуре не будет. Судья сразу рассмотрит дело по существу, невзирая на несвоевременность обращения (п.5 постановления Пленума Вер-ховного cуда от 29 марта 2001 г.
№ 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде»).

  • – Я уволился в начале сентября, а зарплата не выплачивалась с мая. Что мне нужно сделать, чтобы вернуть положенный заработок?
  • Олег, Заславль

– Вы можете обратиться в суд по месту нахождения юридического лица (нанимателя), указанному в уставе или ином учредительном документе (ст.46 Гражданского процессуального кодекса). К заявлению нужно приложить соответствующие документы (приказ об увольнении, справку о среднем заработке, приказы о наложении дисциплинарных взысканий, выписку из решения КТС и т.д.). Согласно ч.4 ст.241 ТК работники при рассмотрении индивидуальных трудовых споров освобождаются от судебных расходов.

В случае подобных обращений нужно знать, что согласно ст.242 ТК вами должны быть соблюдены сроки исковой давности: по делам об увольнении – 1 месяц, по всем остальным категориям трудовых споров – 3 месяца. Если положенное время упущено, вы все равно можете обратиться в суд (порядок рассмотрения изложен в ответе на первый вопрос этой рубрики. – Прим. ред.).

  • – Кто должен делать запись в трудовой книжке об увольнении по решению суда (ст.41 ТК)? Устраиваюсь на новое место работы, трудовая книжка на руках, но запись об увольнении отсутствует.
  • Светлана, Крупки

– Лучшим вариантом является надлежащее оформление записи об увольнении предыдущим нанимателем до прихода на новую работу (п.26 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек, утвержденной постановлением Министерства труда и соцзащиты от 16 июня 2014 г. № 40). Однако, если по каким-то причинам это невозможно, новый наниматель может пропущенную запись внести на основании документа, подтверждающего увольнение с предыдущего места работы – справки, копии приказа или выписки из него. При этом новый руководитель должен издать приказ о внесении исправления в трудовую книжку работника.

  • – Какой юридический статус у характеристики с места работы, выданной по запросу потенциального нанимателя в соответствии с новой редакцией Декрета № 5? Можно ли обжаловать характеристику и обязан ли прежний руководитель предоставить ее копию бывшему сотруднику?
  • Наталья, Слуцк

– Характеристика – официальный документ, отражающий профессиональные, деловые и моральные качества работника, сведения о привлечении к дисциплинарной и иной ответственности, отношение к государственным и общественным институтам. Она готовится по форме, установленной Советом Министров (п.1 Декрета Президента Республики Беларусь от 12 октября 2021 г. № 6). Отражение в характеристике заведомо недостоверной информации признается грубым нарушением трудовых обязанностей. Поэтому если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности, бывший работник вправе обратиться в суд с иском о защите чести, достоинства или деловой репутации либо о привлечении лица, распространившего порочащие сведения, к административной или уголовной ответственности за клевету или оскорбление. Кстати, одно не исключает другое, и два иска могут рассматриваться параллельно.

Что же касается копии характеристики, то получить ее работник может, написав заявление на имя прежнего нанимателя. В нем надо обязательно указать сведения, подтверждающие наличие в документе информации, непосредственно касающейся конкретных прав и (или) законных интересов работника. Копия выдается при его личном присутствии (постановление Совета Министров от 30 декабря 2012 г. № 1256 «О некоторых вопросах выдачи и свидетельствования копий документов, касающихся прав и (или) законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц»).

Подготовила Наталья КОВАЛЕВА
Фото Виталия ГИЛЯ