История игрушек
Традиция отмечать старый Новый год моложе елочной фигурки ангела из личного собрания витебчанки Натальи Ковалевой: игрушка произведена еще до революции. Однако коллекционер уверена, что уникальным явлением в мировом масштабе стала как раз-таки эра советских елочных украшений.
Выставка экспонатов, «рожденных в СССР», из собрания нашей соотечественницы сейчас демонстрируется в Белорусском музее истории Великой Отечественной войны.
– Вряд ли найдутся еще такие примеры, чтобы новогодние игрушки полностью отражали эпоху, – поясняет свою точку зрения Наталья Ковалева.
«Лампочки» для Ильича
Декрет о переходе на другое летоисчисление советское правительство приняло в начале 1918-го. Новый год переместился в календаре на 14 дней вперед, чему мы сегодня обязаны дополнительным праздником. Однако в первое время после революции елки все еще оставались рождественскими. Известно, что сам Ленин любил бывать на них.
– На одном из праздников к приезду вождя елку впервые в России украсили электрической гирляндой, – приводит исторический факт коллекционер. – В те годы игрушки были настоящей роскошью.
Их производство в СССР получило развитие гораздо позже. После смерти Ленина празднование Рождества запретили, и елки вернулись в страну лишь в 1935-м. В газете «Правда» тогда вышла статья партийного деятеля Павла Постышева с призывом «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!». Традицию решили возродить, сместив акценты.
– Надо отдать должное, это был очень крутой ход: религиозный праздник превратили в светский. Но встал вопрос: где брать украшения, ведь они должны символизировать советский строй. При фабриках, связанных с производством стекла, картона и бумаги, начали оборудовать специальные цеха, – рассказывает Наталья Ковалева.
Вожди, цирк и светофоры
Маховик индустрии елочных игрушек в стране завертелся на полную мощь. На смену ангелочкам пришли фигурки красноармейцев, пограничников, летчиков, пионеров. Поначалу их крутили из ваты. Ее наматывали на проволочный каркас, затем красили, покрывали клейстером и искусственным снегом. Многочисленные артели Москвы и Ленинграда выпустили огромное количество удивительных елочных игрушек. Причем это были штучные изделия, изготовленные и расписанные вручную.
– Производство очень быстро реагировало на все происходящие в стране события, в том числе культурные и экономические, – поясняет коллекционер.
В 1936 году, к примеру, выходит фильм Григория Александрова «Цирк» с Любовью Орловой в главной роли. Картина получает одобрение Сталина, и в 1937-м в продаже появляется серия елочных фигурок негритят. Они есть в собрании Ковалевой.
А одной из первых елочных игрушек из стекла, выпущенных к 20-летию Октября, стал шар с портретами Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина. Его тоже можно увидеть в экспозиции витебчанки. Однако это не оригинал, а сделанная ею реплика. Сегодня такая игрушка – особая редкость: ее производство в 1937-м очень быстро прекратили.
– В качестве альтернативы тогда выпустили множество разнообразных украшений с серпами и молотами – елочные фонарики, сосульки, звезды, – рассказывает Наталья.
Еще один редчайший экспонат с вождем, но уже китайским, – украшение, по форме напоминающее лимон, с портретом Мао Цзэдуна.
– В 1950 году был подписан первый договор о дружбе между двумя странами, и елочная индустрия сразу же запечатлела важное событие серией китайских фонариков в стекле и бумаге, фигурок китаянок и китайцев, – уточняет коллекционер.
А в 1959-м, когда Советский Союз присоединился к Женевской конвенции о дорожном движении, расположение цветов светофора поменяли местами. И «в порядок» в том числе привели фигурки елочных игрушек. У Натальи Ковалевой, кстати, имеются «правильные» и «неправильные» светофоры.
– Как-то ко мне попала одна забавная игрушка. Было очевидно: прибор для излучения света. Но где он использовался, долго не могла понять. Сломала голову, пока нашла, что это фонарь путевого обходчика, – делится она.
Каждый отрезок времени в советской елочной промышленности характеризовался своими особенностями и отражал злобу именно того дня. Освоение Арктики, полет в космос, счастливое детство, персонажи сказок Пушкина, Шарля Перро, Джанни Родари, хрущевская кукуруза и другие овощи, символизирующие продовольственное изобилие страны…
Мирные желания
Отдельная тема – елочные украшения военного времени. Казалось бы, тогда было не до игрушек. Однако они выпускались: небольшими партиями из отходов производства. Например, на электроламповом заводе в Москве их делали из испорченных ламповых колб. Красили снаружи либо изнутри, затем от руки рисовали картинки, символизирующие мирную жизнь, – грибок, детское ведерко для песочницы, шарик, мячик.
– В Москве для нужд фронта работал завод «Москабель». Елочные игрушки там скручивали из обрезков проволоки, плющенки и канители. Делали корзиночки с ягодами, теннисные ракетки, – рассказывает коллекционер.
У нее есть фигурка военной санитарки, выполненная из ваты, с канифольной маской. Правда, установить, когда именно игрушка изготовлена, к сожалению, невозможно. Это чуть ли не единичный экземпляр.
Шедевры и винтаж
В коллекции Натальи Ковалевой сегодня более 5 тыс. экспонатов. Она собирает их последние 14 лет, с тех пор как вышла на пенсию. Может рассказывать о своих раритетах часами.
– Антикварным игрушкам, произведенным до 1966 года, вообще нет цены, потому что фактически это была массовая индустрия шедевров, – говорит коллекционер. – После в практику вошла штамповка, и художественного значения эти украшения не имеют, хотя они тоже милые, считаются винтажными.
Наталья пополняет свою сокровищницу разными способами. Общается с коллегами-коллекционерами, участвует в интернет-аукционах, заходит в комиссионные магазины. Однако чаще друзья, знакомые, соседи приносят ей игрушки из своего детства. Нередко в весьма плачевном состоянии, в буквальном смысле по частям. Наталья сама реставрирует елочные реликвии. Хотя нигде специально не училась (работала в школе учителем французского и английского языков), делает это весьма искусно. А еще создает репродукции редких экспонатов – точь-в-точь. Мечтает собрать полную коллекцию елочных украшений советской эпохи.
Наталья ВЛАДИМИРОВА
Фото Степана ТЮШКЕВИЧА