ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
13 сентября 2023 / Знай наших!

История Надежды

Что дамы XIX века записывали в карне-де-баль и какой десерт подавали на званых ужинах аристократов в Минской губернии, интересно рассказывает старший научный сотрудник филиала «Музей «Лошицкая усадьба» Надежда Бусел-Гавриленко. В этом году она стала лучшим экскурсоводом Минска.

Вместе с коллегами Надежда продолжает открывать неизвестные ранее подробности из истории Лошицы и ее владельцев. Предлагает погрузиться в атмосферу балов и музыкальных салонов, на которых собиралась элита общества, и даже выучить несколько модных в ту пору танцев.

– Только обзорных экскурсий сегодня недостаточно, посетителям хочется больше активности, – делится собеседница. – Интерьеры усадебных комнат передают эпоху, однако для того, чтобы наши гости могли глубже проникнуться духом того времени, хочется эти ин­терьеры оживить, показать в другом формате. У нас есть несколько тематических проектов, когда к экскурсии добавляется живая фортепианная музыка, звучат популярные в ту пору в аристократических кругах произведения, а также проходит мастер-класс по историческим танцам. Мало кто знает, например, что белорусская полька насчитывала 40 видов.

Надежда специализируется на периоде конца XIX – начала XX века, времени последних владельцев Лошицкой усадьбы семьи Любанских.

– Евстафий Любанский был крупным землевладельцем. Вместе с супругой участвовал в благотворительных обществах, спонсировал строительство первого минского велотрека, – рассказывает старший научный сотрудник.

Евстафий Иванович выкупил имение в 1884 году и по желанию супруги превратил усадьбу в культурный центр города. Здесь бывали известные люди, проводились застолья и званые вечера.

– Наш музыкальный салон как раз знакомит с историей и культурой приема гостей, правилами организации балов и этикетом светского общества, – делится Надежда.

Любопытно, что от близости знакомства зависело, где будут принимать гостя. При шапочном дальше первых от вестибюля комнат не приглашали. Но чем крепче становились отношения, тем дальше гость продвигался по усадебному дому, «доходил» до центральной гостиной. В ней же устраивались балы. И такое современное, на наш взгляд, изобретение, как визитная карточка, в XIX веке уже было обязательным атрибутом кавалеров. А дамы расписывали свои танцы в карне-де-баль (бальной книжечке или агенде).

– Все три названия верные, – улыбается специалист. – Всё зависело от того, в какой мастерской аксессуар заказали. А вот вести его нужно было по единым правилам. Заранее дамам разрешалось обещать не более трех танцев. Если же ветреная особа по забывчивости отдавала предпочтение сразу двум кавалерам, извинялась и не танцевала ни с кем.

У Надежды есть и свой авторский проект – экскурсия, рассказывающая о гастрономической культуре владельцев Лошицкой усадьбы и их близких друзей. Информации об этом до наших дней дошло крайне мало. Что подавали к столу во время званых ужинов, в дневниках гостей практически не встречается. Собирать исторические сведения приходится буквально по крупицам. Однако тем и интереснее.

– Брат Ядвиги Любанской Антоний Киневич в своих мемуарах упомянул понравившийся ему в Лошице десерт – персик в мороженом, косточка которого заменялась на смесь миндаля и других орехов, – рассказывает старший научный сотрудник. – Многих это удивляет. Почему-то долгое время считалось, что апельсины, мандарины, персики на столах белорусской аристократии не появлялись. На самом деле не так. Конечно, позволить себе их мог далеко не каждый, тем не менее это было возможно.

В тенистых аллеях Лошицкого парка легко затеряться во времени. И слушать увлеченного экскурсовода, кажется, можно часами. Сколько еще тайн и загадок хранит одно из самых романтичных мест нашей столицы? Надежда Бусел-Гавриленко мечтает найти ответы в исторических источниках.

Наталья КОВАЛЕВА, фото Степана ТЮШКЕВИЧА