ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
36 /1995
25 октября 2023 / ЭКСКЛЮЗИВ

Иван Буслай: «Киркоров сказал: «Молодец, пой!»

Его история похожа на хрестоматийную сказку: мальчик-сирота, который вырос в детском доме, сегодня собирает полные концертные залы. Ему покоряются музыкальные конкурсы, фанатки караулят у дома, а его талант по достоинству оценили Филипп Киркоров и другие звезды российской эстрады.

Поговорили с популярным белорусским исполнителем, обладателем уникального бархатного голоса Иваном Буслаем и узнали, чем, кроме цветов, способны удивить наши зрители и ради чего стоит отказаться от участия в шоу Малахова.

От кабака до большой сцены

  • – Иван, твоя история, удивляет: мальчишке – будущей звезде – пришлось многое пережить в детстве.

– Да, мама оставила меня в доме ребенка в Бобруйске. О причинах такого поступка я узнал относительно недавно. Оказывается, беременная мною, она приехала из России в Беларусь погостить к сестре. Но я родился раньше срока, поэтому мама временно отдала меня в детдом. А когда вернулась забрать, ей отказали: то ли потому, что у нее уже было 10 детей, то ли потому, что я рос болезненным ребенком. Сейчас это звучит странно, ведь в учреждении даже отказной не нашли… Все эти годы было по-разному. Помню, мы ели из одной тарелки, а в качестве наказания меня скручивали в ковер, и я не мог пошевелиться. Издевательств хватало. Но вместе с тем у многих воспитателей я был любимчиком. Считаю, это была своеобразная школа жизни, которая закалила и сделала сильнее.

  • – Но не озлобила?

– Нет, что ты. Всегда было и хорошее. Меня не раз даже хотели усыновить, но я сам отказывался. Думаю, чувствовал себя одиночкой и несколько необычным ребенком.

  • – И в таких условиях ты начинаешь петь. Даже раньше, чем говорить.

– Это дар Божий. Помню, по телевизору крутили «Старую мельницу» Николаева и «Ягоду-малину» Легкоступовой. Я постоянно их напевал. Мои способности заметил воспитатель интерната Геннадий Цыбульский. Он создал детский ансамбль, и мы ездили по конкурсам, бывали даже в Германии.

  • – Как же ты с таким музыкальным потенциалом решил поступать на столяра-резчика?

– Не было выбора. Тогда всех детей-сирот отправляли за рабочими специальностями в Мстиславль. Но мне повезло: я попал в областной центр – в Могилев. И здорово, что получил такое образование. До сих пор люблю старую мебель, могу ее отреставрировать, если надо – придумаю дизайн. Хорошую практику получил на «Могилевдреве». Днем работал, а вечером пел в ресторане.

  • – Еще одна школа жизни?

– Многие артисты начинали с кабаков. Приятно, что люди приходили специально послушать меня. Я выступал с 8 вечера до 4 утра. Был молод и полон энтузиазма. Мы не успевали даже учить репертуар. Приходили с тетрадями, в которых были записаны тексты песен. Исполняли все, что попросят гости: Пугачеву, Распутину… Чаевые того стоили. Первое время, конечно, связкам было тяжело. Но когда они привыкли, то наоборот – садились, когда долго не пел.

  • – Наверное, тяжело было оставлять насиженное в Могилеве место и перебираться в Минск?

– Нет. Хотелось расти, хотелось большего.

Речи, цветы и закатки

  • – Иван на сцене отличается от Ивана в жизни?

– Я такой же – открытый и нефальшивый. Считаю, что артисту надо выходить на сцену и отдаваться зрителям всем сердцем и душой. Но в то же время в нем должна оставаться загадка – иначе к тебе потеряют интерес.

  • – Белорусская публика – какая она?

– Эмоциональная. Я только выхожу на сцену, а мне уже хлопают. Даже люди при должности, которым не положено бурно реагировать, не всегда могут сохранить спокойствие – пританцовывают, сидя на стуле. Однажды ко мне на сцену поднялась поклонница и завела благодарственную речь на 20 минут. А у меня же регламент, аренда площадки – но я все равно не мог ее остановить! Еще на концерт приходят с желанием меня накормить. В прямом смысле: приносят мясо (как-то была оленина), закатки. Всегда море цветов. После выступления я никогда не уезжаю сразу. Еще минимум часа два раздаю автографы, фотографируюсь с желающими.

  • – Но, наверное, не всегда всё так радужно…

– Да, во время таких сессий случались даже драки – не скрываю. А однажды зрители чуть не порвали мой костюм на сувениры! Это я уже не говорю о поклонницах, которые караулят у дома и названивают в 3–4 часа ночи со слишком личными вопросами. С одной стороны, это приятно, но с другой – очень выматывает.

Вода и зеркало – весь райдер

  • – По какому принципу ты отбираешь песни в свой репертуар?

– Она должна зацепить и «лечь» на меня. Чтобы ее хотелось напевать, чтобы взяли на радио. Люблю каверы. В 2012-м на одном из концертов выступил с «Дивой» Киркорова. Ухожу за кулисы, а мне говорят: там тебя Филипп ждет. Думал, шутят. Ан нет, действительно стоит. Сказал: «Молодец, пой!» Свою композицию «Свеча горела» услышала в моей интерпретации и Алла Пугачева. Я потом заметил, что она во время исполнения стала использовать некоторые мои фишки.

  • – Когда на сцене столько лет, наверняка уже знаешь, что тебе нужно для подготовки к выступлению. Составлен ли райдер?

– Мне достаточно зеркала в полный рост и воды. Даже бутербродов не требую (смеется). Куда важнее, чтобы зал был полным.

  • – С этим были проблемы в ковидные времена. Как ты их пережил?

– Мне повезло, что как раз до строгих ограничений успел дать большой сольник. А после этого да, пришлось непросто. Хорошо, что я не стесняюсь никакого труда. Мы с моим директором на пару месяцев устроились на частное предприятие упаковывать подарки. Это нормально. Это такая же работа, как и петь. Параллельно выступал на онлайн-концертах в поддержку врачей.

  • – А как сейчас обстоят дела с выступлениями?

– Хочется повторить сольник, сделать тур по стране, но мы очень рискуем. Тем более что сталкиваемся со скепсисом со стороны директоров некоторых районных домов культуры. Они по телефону прямым текстом говорят: «Зал не соберется». И даже не пытаются развесить афиши, как-то заинтересовать людей. Ведь как часто бывает: люди, которые меня не знают, приходят с недоверием, а потом их невозможно выгнать из зала – зовут на бис!

  • – Знаю, тебя приглашали на шоу Малахова. Почему не поехал? Это же здорово могло бы поднять твой рейтинг.

– Как раз на день съемок у меня был запланирован концерт в Могилеве. Конечно, мне было бы интересно приехать на шоу, но мои зрители мне дороже. Скажу так: даже если бы в тот день собирался петь для жителей маленькой деревни, я бы все равно не переносил выступление. Меня вообще ничто не может заставить отменить концерт. Даже сильная болезнь. Помню, выходил к зрителям с температурой за 38. Отработал и чувствую, как болезнь отступает. Меня сцена лечит.

Юлия ЯШЕВСКАЯ
Фото из архива Ивана БУСЛАЯ