ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
36 /1995
19 июля 2024 / ЭКСКЛЮЗИВ

Из интерната – в пансионат

С 1 июля в стране появились социальные пансионаты. Какие еще изменения есть в обновленном Законе «О социальном обслуживании».

Почему в стране больше нет интернатов для престарелых и в чем суть системы долговременного ухода на дому? Об этих и других изменениях, введенных обновленным Законом «О социальном обслуживании», в интервью «Беларускаму Часу» рассказала начальник главного управления социального обслуживания и социальной помощи Минтруда и соцзащиты Екатерина Коледа.

С 1 июля дома-интернаты для престарелых и инвалидов, а также детей-инвалидов стали социальными пансионатами с красивыми названиями – «Лазурный», «Солнечный», «Забота» и т.д.

  • – В чем причина смены вывески: в звучности наименования или новом профиле?

– Прежде всего, мы исходили из того, что функционал этих учреждений за последнее десятилетие существенно поменялся. Максимально расширился спектр услуг, которые они предоставляют. Это уже не только крыша над головой, круглосуточный уход, питание и медпомощь, но и различного рода реабилитация – социальная, трудовая. Плюс – подготовка инвалидов к самостоятельной жизни за пределами стационарных учреждений, услуги социальной передышки семьям, которые сами ухаживают за пожилыми родственниками и инвалидами, организация досуга по всем направлениям. Сегодня это мультифункциональные учреждения, что в первую очередь способствовало смене статуса. И безусловно, есть разница: говорить «психоневрологический дом-интернат для престарелых и инвалидов» или «социальный пансионат». Приведу один из примеров. В позапрошлом году для повышения эффективности столице передали Республиканский интернат ветеранов войны и труда в Ждановичах. Он стал называться дом-интернат для престарелых и инвалидов «Исток». Люди возмутились, мол, какие же мы престарелые? В обществе давно назрела необходимость изменения имиджа этих учреждений. Причем запрос был как со стороны самих проживающих в стационарах, так и их родственников.

  • – Что предполагает система долговременного ухода на дому, которая введена новым законом? Может, в социальный пансионат стало сложнее попасть?

– Это новация никак не влияет на условия поселения в социальные пансионаты. Человек сам решает, какую форму получения социальных услуг выбрать. Суть не в ограничениях. Наоборот – в дополнительных возможностях для людей старше 65 лет и инвалидов I и II групп, которые имеют выраженные либо резко выраженные ограничения способности к самостоятельному передвижению и особую нуждаемость в постороннем уходе. Речь о тех из них, у кого при выписке из учреждения здравоохранения стоит вопрос дальнейшего жизнеустройства.

Как бы то ни было, человеку всегда лучше дома. И сегодня мы идем по пути расширения спектра стационарозамещающих форм обслуживания. Если гражданин нуждается в социальной и медицинской помощи, но хочет получать ее на дому и для этого есть соответствующие инфраструктура и возможности, для него будет составлена индивидуальная программа долговременного ухода. Это абсолютно новый подход – такой тандем социальных услуг и медицины, в котором мы будем работать вместе с Минздравом. Сейчас мы определились с организационными вопросами, будем смотреть на практику. Честно говоря, на внедрение этой системы у нас большие надежды, поскольку она позволит максимально продлить пребывание нуждающихся в длительной комплексной поддержке людей в привычной домашней среде.

  • – Финансово для них это будет не очень обременительно?

– Медицинская помощь в стране бесплатная. Только назначенные лекарства человек приобретает за свой счет. Что же касается социальных услуг, то они оговорены общим законодательством: некоторым категориям нуждающихся в поддержке полагаются безвозмездно, кому-то – за определенную плату. Но хочу обратить внимание, что, например, на сегодня стоимость комплекса социальных услуг с 5-разовым посещением в неделю соцработником составляет порядка 45 рублей в месяц. Так что судите сами.

  • – В новой редакции закона есть изменения и в части социальных выплат. Расскажите подробнее, что они затронули.

– Это одна из самых долгожданных новаций. Она касается подходов к назначению пособия по уходу за инвалидами I группы и лицами старше 80 лет. Их родственникам – родителям, детям, супругам или опекунам – теперь предоставлено право работать на полставки с сохранением пособия. И с 1 июля оно также может назначаться родственникам, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, но находящимся в процессе приостановления или прекращения деятельности, студентам, если они оформили академический отпуск.

Кроме того, увеличен возраст тех, кто имеет право ухаживать за пожилыми и инвалидами. Если ранее это могли быть люди до 65 лет, которые не являются получателями государственных пенсий, то теперь максимальный возраст продлен до 70 лет.

На уровне закона отныне прописан и важный нюанс: помогать пожилым и инвалидам и получать за это пособие не могут люди с непогашенной или неснятой судимостью за умышленные преступления. Кстати, эта норма транслирована на все законодательство о социальном обслуживании и распространяется также на работников территориальных центров, социальных пансионатов – на всех поставщиков соцуслуг, в том числе частных.

  • – Частникам уделено отдельное внимание: те, кто оказывает соц­услуги с проживанием, теперь должны иметь на это лицензию. Смысл не в том, чтобы снизить конкуренцию?

– Об этом речи не идет. В сфере социального обслуживания государство сегодня не является монополистом и заинтересовано, чтобы этот рынок активно развивался, в том числе за счет бизнеса. Старение населения – факт, который никто не будет отрицать. Текущий тренд: граждане в возрасте 65 лет и старше составляют 16% от общего числа жителей страны. К 2030-му прогнозируется 20%. И, кстати, предприниматели неоднократно выступали с предложениями определить правовые рамки их деятельности в сфере соцобслуживания, чтобы эффективно работать. В новой редакции закона мы сформулировали ключевые требования по двум основным векторам – безопасности проживания и качеству предоставляемых услуг. И отчасти закрепили сложившуюся практику – возможность осуществлять деятельность социальных пансионатов в одноквартирных жилых домах. Отмечу, что это исключение из общих правил. То есть государство всем игрокам дает возможность развиваться на рынке социальных услуг, но должно быть уверено, что граждане, которые их получают, не окажутся в зоне риска.

Наталья КОВАЛЕВА
Фото из архива газеты «Беларускі час» и носит иллюстративный характер