ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
36 /1995
28 марта 2024 / Наследие

Как предки горшки пеленали

Этнографические горшки особого дизайна становятся новым эксклюзивом Витебской области. В минувшем году традиция оплетать керамическую посуду берестой пополнила список объектов, которые, согласно Конвенции ЮНЕСКО об охране нематериального культурного наследия, должно защищать государство. О ней рассказала начальник отдела традиционной культуры Витебского областного методического центра народного творчества Татьяна Лапкова.

Склеить разбитое

Оплетание гончарной посуды берестой характерно для небольшого количества территорий – западных районов Витебского Поозерья, незначительное число этнографических находок удалось сделать в Брестской и Гомельской областях. Хотя зародилась традиция еще в эпоху неолита.

Собеседница демонстрирует изделие. Это «стаўбунок» – горшок, характерный для западной и центральной Витебщины, получил свое название за форму, напоминающую столбик. Гончарное изделие оплетено аккуратно нарезанной берестяной лентой.

– Рассказывая о таких экспонатах, я часто вспоминаю присказку: «На гліне грош не гіне», – говорит Татьяна. – Она о том, что гончарные изделия были недешевые. Естественно, их старались сохранить, поэтому толчком для зарождения традиции стали придуманные нашими предками берестяные заплатки.

Чтобы спасти разбитый или треснувший горшок, брали два фрагмента березовой коры, размещали их по обе стороны от повреждения и закрепляли шнурком, который продевали в специально просверленные в черепке отверстия. Воду в такую посуду уже не налить, но хранить сыпучие продукты вполне можно.

– Со временем технология трансформировалась, – поясняет собеседница. – Стали использовать не заплатки из коры, а нарезать бересту лентой и оплетать изделие полностью. Если изначально первоочередной целью было спасти посудину, то таким образом ее сразу делали прочнее. Также содержимое оплетенного горшка дольше сохраняло температуру. А поскольку хранили в них зачастую молоко или сметану, продукты меньше портились. На более поздних находках замечаем стремление наших предков сделать не только удобно и прочно, но и красиво: береста нарезана аккуратными полосами, которые заплетены узорно.

Найти и сберечь. Технологию

Географическую локализацию традиции исследователи объясняют дороговизной и дефицитом керамики. Они обратили внимание, что оплетание было распространено в регионах, где изготавливали мало качественной посуды. В западных районах Поозерья было только несколько относительно небольших гончарных центров городского типа с развитым производством. В деревнях же керамику производили с помощью архаичной техники налепа.

Сейчас оплетенные изделия встретить в быту практически невозможно, в деревнях и на хуторах исследователи собрали сохранившиеся образцы еще в конце 1990-х – начале 2000-х, когда начал возрождаться интерес к традиционной национальной культуре. Но технология не пропала благодаря современным мастерам.

– На данный момент в 6 районах области работают по одному такому мастеру, – поясняет Татьяна. – Говорить о районных особенностях изделий не приходится. Слишком мало было этнографических образцов. Однако сейчас наша область может гордиться
настоящими виртуозами. Например, такими, как народный мастер Республики Беларусь Сергей Рим­денок из агрогородка Германовичи Шарковщинского района.

Татьяна Лапкова подчеркивает: вряд ли оплетание гончарной посуды было отдельным промыслом. Однако правила свои имело. Так, заготавливали бересту весной, подгадывая погоду, чтобы кора была не слишком сухой, но и не влажной. Рассекая ее по спирали, снимали в виде лент. Затем замачивали в кипятке, иногда добавляя для клейкости рыбью чешую. После высыхания оплетка давала усадку, плотно стягивая глиняное изделие.

Уникальная керамика

Могут ли стать возрожденные берестянники еще одним ярким брендом Витебщины?

Татьяна Лапкова уверена, это вполне возможно. Ведь даже для многих белорусов такая технология стала открытием. Когда воссозданные этнографические изделия презентовали в Минске, коллеги поинтересовались, можно ли будет приобрести оплетенные горшки. Мастера отреагировали на запрос. Шарковчанин Сергей Римденок, к примеру, изготавливает маленькие сувенирные берестянники. Он собирается привезти их уже в этом году на фестиваль «Славянский базар в Витебске» и познакомить с локальной традицией гостей форума.

Кстати, вопреки устоявшемуся мнению, будто берестяные изделия характерны в первую очередь для России, в соседней стране традицией оплетки керамики даже на локальном уровне похвастаться не могут. Возможно, это объясняется тем, что она появилась в быту, ею не занимались отдельные мастера. И когда суверенная Беларусь на государственном уровне сохраняла свое наследие (в каждом районе есть дома ремесел, где активно возрождают и развивают традиции), у наших соседей должного внимания этому не уделили. И за ненадобностью умение забылось.

– Мы свой эксклюзив сохранили и планируем преумножать, – подчеркивает Татьяна. – Это значит, наша область стала еще богаче. И теперь наряду с эксклюзивной «маляванкай» (преимущественное большинство образцов найдено именно в нашем регионе) или спиральным плетением мы можем гордиться и оплеткой гончарных изделий, которая вызывает неподдельный интерес не только у белорусов.

Виктория ДАШКЕВИЧ, фото автора