Кем быть или не быть?
В программисты или в трактористы? Проблему абитуриентов с выбором профессии может решить научная техника.
Как выбрать профессию, если точно не знаешь, чего хочешь? Изучить справочник специальностей или обратиться за помощью к профориентологу? Есть еще вариант – довериться технике: пройти исследования на эгоскопе. Журналисты «Беларускага Часу» отправились в клиническую лабораторию профилактической медицины Научно-практического центра гигиены, чтобы узнать, как это работает.
На приеме у ведущего специалиста Сергея Толкача (ученый уже 5 лет проводит психофизиологическую диагностику и консультирование по профориентации) только что побывал ученик 9-го класса одной из столичных школ. Артем любезно соглашается поделиться подробностями.
В детстве он мечтал открыть свой магазин сладостей, а теперь любит создавать образы в стиле уличной моды. Из всех предметов больше всего интересуется биологией. Что скажет на это умный аппарат? Отправит Артема в коммерсанты, дизайнеры или ученые? Скоро узнаем.
Поехали!
На левой руке Артема закреплены электроды. В правой – стилус. Перед глазами – монитор.
Через минуту на экране начинают один за другим сменяться тесты с вариантами ответов. Школьник выбирает подходящий и отправляется на следующую страницу. Галочка – стрелка перехода – галочка…
Вам нравится управлять самолетом? Общаться с людьми? Работать по дереву? Готовы ли вы обобщать данные?.. В целом тут более 300 вопросов, объединенных по разным направлениям.
– Сначала определяем сферу профессиональных наклонностей. Например, исследовательскую, предпринимательскую, инструментальную, социальную и так далее. Ищем, где проявлен максимальный интерес, – рассказывает Сергей Толкач.
Отталкиваемся от эмоций
Тематически вопросы разбиты на отдельные блоки (на профессиональной терминологии – кластеры). В целом они кажутся довольно стандартными.
– Это лишь видимая часть айсберга. На самом деле все намного сложнее, – заверяет специалист. – Дальше работаем с информацией, которую выдают датчики. Они фиксируют эмоциональные реакции человека на вопросы.
Бывает, испытуемый отвечает под влиянием внешних обстоятельств, стереотипов, которые существуют в обществе, или престижа определенной профессии. При этом истинные данные лежат в другой плоскости. Задача либо связать хотение со способностями, либо показать их иное применение.
– Отталкиваемся от эмоций. Они – внутренний мотив любого действия. Но рассказывать можно сколько угодно, а природу не обманешь, – улыбается ученый.
– То есть этот аппарат вроде детектора лжи? – пытаемся понять соль метода.
– Круче! Полиграф считывает правду или ложь – эмоциональную реакцию на конкретный вопрос. В нашем же случае фиксируется комплекс таких достоверных реакций на целый кластер вопросов. Их совокупность позволяет сформировать четкую эмоциональную картинку внутреннего отношения, – поясняет Сергей Толкач.
Во время исследования на экран компьютера специалиста система выводит графики пиктографических и психофизиологических показателей: частоты пульса, изменения влажности и электропроводимости кожи, распространения по сосудам волн повышенного давления и даже степени нажатия стилусом на экран монитора. Все это чуть позже, когда испытуемый закончит отвечать на вопросы, Сергей Толкач расскажет. А мы просим специалиста углубиться в суть исследования и поделиться наблюдениями.
Кстати, точное название системы – программно-аппаратный комплекс объективного психологического анализа и тестирования.
Желания и возможности
– Это российская разработка. В ее основе лежит метод эгоскопии, – объясняет Сергей Толкач. – Он и есть тот уникальный компонент фиксации и анализа изменений реакций организма человека, который в конечном итоге позволяет установить его эмоциональное отношение к тому или иному направлению. Это отличает наши исследования от стандартного тестирования.
В активе специалиста 6 общеупотребительных методик. Все научно обоснованы и рекомендованы Минздравом Беларуси. Благодаря им определяют характер, наклонности, мотивацию испытуемого, его психофизиологические особенности, в частности, свойства нервной системы.
– Нельзя выбирать работу, которая этим свойствам не соответствует. К примеру, отправить холерика в библиотеку заниматься архивированием – значит разрушить библиотеку. Ну или самого холерика. Что или кто сдастся быстрее. Или дать флегматику вести спортивный репортаж. Что получим? – раскладывает смысл по полочкам специалист.
– Человек приходит с желанием полететь в космос, а вы его на землю возвращаете? – пробуем добавить «ложку дегтя».
– И такое возможно, – не поддается на провокацию эксперт. – В этом и суть: если нужно, свое «хочу» скорректировать. Проблема бывает в другом – в формальных ответах. Например, когда на исследовании настояли родители. Без желания заглянуть в себя тут делать нечего.
Машина плюс психолог
Артем ставит финальную галочку и признается, что порядком устал. Еще бы! Прошло больше часа. Но это отнюдь не все. Машина выдала вердикт: Артем может быть дизайнером и архитектором. Теперь очередь специалиста.
– Аппарат дает запрограммированный результат. Определяет сферу, но ведь она, как правило, весьма обширна. Нужно помочь определиться именно со специальностью. Это уже живой разговор, консультация по профессиональному выбору, – подчеркивает Сергей Толкач и после получасового общения с испытуемым рекомендует ему профессию из сферы модельного бизнеса.
Артем результатом доволен: его хотения совпадают с возможностями. А мы желаем ему удачи. Кто знает, может, через несколько лет услышим имя известного кутюрье?
Наталья КОВАЛЕВА
Фото Валерия КАРТУЛЯ