Клад из кладки
Свою уникальную коллекцию лидчанин Алексей Чистяков собрал в прямом смысле по кирпичику.
Сегодня он один из самых известных латерофилистов Беларуси.
– В 2010 году Лида принимала республиканские «Дажынкi». Во время подготовки к празднику приводили в порядок озеро у замка. Проходя мимо, обратил внимание на необычный кирпич, который достали из воды. Заметил на нем четкую букву «К». Стало интересно, что это может значить. Забрал домой и начал искать информацию в интернете, – вспоминает Алексей Алексеевич. – Оказалось, сведений о производстве кирпича в Беларуси крайне мало. Но позже узнал, что такой знак – клеймо – может указывать на фамилию мастера или владельца завода, населенный пункт.
Следы прошлого
Так с одной случайной находки и началась коллекция, которая сегодня насчитывает более 800 кирпичей. Самые старые, обнаруженные Чистяковым у стен Лидского замка, относятся к XIV столетию. Это так называемая «пальчатка», которую можно узнать по характерным полосам, оставленным рукой формовщика для усиления сцепления с раствором. Самые крупные предметы коллекции весят почти 7,5 кг. Но собеседник подчеркивает, что для него главное не просто найти необычные экспонаты, а с их помощью проследить историю кирпичного дела.
Первоначально их изготавливали вручную – это очень трудоемкий и длительный процесс. Нужно было добыть глину, мелко растереть, просеять и с помощью воды, тщательно разминая, довести до определенной консистенции. После требовалось вдавить получившуюся массу в деревянную форму, которая состояла из одной-двух (реже 4–6) секций. При изготовлении облицовочного кирпича высокого качества ячейки обивали железом и смазывали керосином – так выходила идеально ровная поверхность.
– Перед обжигом будущий стройматериал раскладывали сушиться, в основном – прямо на земле. Потому встречаются старые кирпичи с отпечатками растений, лап домашних животных, детских ножек, – обращает внимание коллекционер и показывает: – А это так называемый «дождевик» с завода Либермана под Брестом. Обычно кирпич перед просушкой, чтобы защитить от непогоды, закрывали соломой, а тут, похоже, не успели и на него попали капли. Есть у меня фрагмент кирпича XVII века с медной пуговкой-гирькой, которая упала туда с одежды формовщика.
Находки и подарки
Увлекшись историей кирпичного дела, коллекционер решил выяснить, было ли производство на Лидчине. Оказалось, на территории современного района существовало несколько заводов: наиболее крупные находились в деревнях Перепечица, Придыбайлы, Косовщина, Хоружевцы, Мосевичи и Шейбаки. Причем производство кирпича в Перепечице, возможно, наладили уже в начале XVI века. Алексею Чистякову удалось отыскать родственников последнего управляющего. Они рассказали, что тот был из Варшавы, переехал под Лиду с семьей и заведовал производством в довоенные годы.
– Самым большим был завод в Шейбаках, который открыл в 1897 году крестьянин Игнатий Кучинский. Это производство просуществовало до начала 1990-х (продукцию советского периода можно узнать по клейму «ШЕЙБ»). Долгое время считалось, что из шейбаковского кирпича возведен Белогрудский костел, но, вероятнее, там использовались стройматериалы завода в деревне Морино Ивьевского района, поскольку на них клеймо «М». Кроме того, исследуя здание, я нашел кирпич с инициалами ВБ, а владельца завода в Морино звали Владислав Брохоцкий, – поясняет Алексей Алексеевич. – Всегда, когда вижу старые кирпичные здания, обращаю внимание на кладку. Часто можно обнаружить что-то интересное. Например, в том же Белогрудском костеле нашелся кирпич с отпечатком рубля времен Александра III.
Есть у лидчанина кирпичи, выпущенные в Швеции, Германии, Англии, США, Украине, России, Польше. Ими коллекция пополнилась благодаря обмену с другими латерофилистами. Иногда необычные сувениры привозят из путешествий земляки, которые знают об увлечении Алексея Алексеевича.
– Хотя кирпичи и не представляют особой ценности, они помогают прикоснуться к прошлому, – замечает на прощание коллекционер.
Елена КАЯЧ
Фото Валерия КАРТУЛЯ