Княжеское прошлое Щучина
Бывший дворец Друцких-Любецких привлекает внимание каждого, кто оказывается в Щучине. Величественное здание, созданное в переходном от барокко к классицизму стиле, за схожесть в композиции называют младшим братом Малого Трианона во французском Версале.
После реставрации в этом историческом месте находится Щучинский дворец творчества детей и молодежи (ДТДиМ).
Щучин Друцких-Любецких
Владением Друцких-Любецких местечко стало в 1807 году, когда 29-летний князь Франциск-Ксаверий Друцкий-Любецкий женился на 14-летней племяннице Марии Сципио дель Кампо – единственной наследнице рода Сципионов, которым принадлежал Щучин (разрешение на родственный брак пришлось получить у самого Папы Римского Пия VII). Эти земли увеличили и без того обширные владения князя, которому, в частности, принадлежало Станиславово под Гродно.
– Франциск-Ксаверий Друцкий-Любецкий был выдающейся личностью. В начале XIX века он занимал высшие государственные должности в Российской империи. Будучи министром финансов Королевства Польского, стал одним из инициаторов создания Августовского канала, вложил в его постройку и свои средства, – рассказывает заместитель директора ДТДиМ Татьяна Трахимчик. – Друцкий-Любецкий был ближайшим соратником Александра I, а затем и Николая I, отмечен орденами Святого Александра Невского, Святого Владимира III степени и другими наградами.
Князь начал в местечке активное строительство: в середине 1830-х в Щучине появились новое здание почты, гостиный дом, торговые ряды и магазины. Благодаря пожертвованиям Друцкого-Любецкого при здании монастыря пиаров возвели каменный костел Святой Терезы (это имя носила и любимая сестра князя, что наверняка сыграло свою роль при выборе святой, в честь которой освящен храм).
В 1888-м Друцкие-Любецкие открыли первое промышленное предприятие Щучина – деревообрабатывающий завод. В годы Первой мировой в этом здании держали военнопленных, в том числе будущего президента Франции, на тот момент капитана французской армии Шарля де Голля. Сохранились документы, которые подтверждают, что он был здесь с июля по сентябрь 1916-го. Говорится об этом и в письмах французского офицера Сальмона, находившегося в плену вместе с де Голлем.
– Сальмон указывает, что их привезли в Щучин и содержат на втором этаже двухэтажного кирпичного корпуса деревообрабатывающей фабрики, – продолжает Татьяна Трахимчик. – В нашем музее есть архивные фото, на которых запечатлены территория фабрики и помещения изнутри. На одном из снимков Шарль де Голль разливает половником похлебку.
Семейная резиденция
Ставшую визитной карточкой Щучина знаменитую резиденцию начал строить уже внук Франциска-Ксаверия – Владислав Друцкий-Любецкий. Он владел многочисленными имениями, основал и стал первым председателем Общества автомобилистов Царства Польского. По воспоминаниям современников, у князя был красный автомобиль, но плохое зрение, при этом он очень любил водить. В поездках его шофер-полешук обычно сидел рядом с хозяином и, если возникала преграда, помогал ее миновать.
– Дворец, заменивший бывшую деревянную усадьбу Сципионов, не был похож на другие постройки. При создании проекта архитектор Тадеуш Растворовский взял за основу Малый Трианон в Версале. Есть версия, что свое видение резиденции передал наследникам Франциск-Ксаверий, который некоторое время провел во Франции, – рассказывает Татьяна Трахимчик. – В 1913 году князь Владислав был убит. Это громкое преступление, о котором говорили далеко за пределами Гродно, так и не раскрыли. Семья же не готова была продолжать строительство. Возобновилось оно только в начале 1920-х, когда с военной службы вернулся князь Ян – сын Владислава.
Жилые комнаты располагались вдоль главного фасада, который «смотрел» на местечко. Столовая, салоны и помещения для гостей были с противоположной стороны. Большой холл украшал камин из немецких изразцов и мрамора, кроме того, в помещении стояли две печи. Уже в 1908 году в резиденции пользовались такой технической новинкой, как телефон: частная линия соединяла дворцы Друцких-Любецких в Щучине и в Станиславово под Гродно.
– Друцкие-Любецкие собрали небольшую коллекцию живописи, ее основу составляли фамильные портреты. Большинство написали неизвестные авторы, исключение – портрет Марии Друцкой-Любецкой из рода Шеметов, созданный одним из самых модных в Европе портретистов середины XIX века Францем Винтерхальтером, – обращает внимание Татьяна Трахимчик. – В отдельном двухэтажном здании размещались библиотека и архив, который включал документы Сципионов и Друцких-Любецких, начиная с середины XVI века. В 1914 году Друцкие-Любецкие передали их в музей Чарторыйских в Кракове.
Хранят историю
Учащиеся и педагоги ДТДиМ составили генеалогическое древо Сципио дель Кампо, которые до Друцких-Любецких владели Щучином, по сохранившимся фотографиям и эскизам создали макет дворца конца XIX – начала ХХ века. Эта мини-копия не включает пристройку (актовый зал и гардероб), поскольку ее не было в первоначальном проекте Друцких-Любецких. Названная часть здания появилась уже в советское время. В целом же дворец практически не изменился.
– На первом этаже полностью сохранился, как мы его называем, деревянный зал. Его оформление создано из мореного дуба столетней давности, в том числе герб Друцких-Любецких, – показывает Татьяна Трахимчик. – Также в числе оригинальных элементов – шестиконечная звезда на потолке в первом экспозиционном зале нашего музея. Ее форма, в теории, связана с тем, что Друцкие-Любецкие входили в масонскую ложу в Гродно. А у центрального входа можно увидеть аутентичную плитку.
В советский период во дворце располагался гарнизонный Дом офицеров. Тогда в Щучине – городе авиаторов – находилась крупная авиабаза. На местном аэродроме размещались два авиаполка: 979-й истребительный авиационный и 10-й отдельный разведывательный. Щучинский аэродром был вторым по значимости в Советском Союзе. В музейной экспозиции собраны макеты базировавшихся в Щучине самолетов, личные вещи и документы летчиков.
Елена КАЯЧ, фото автора