ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
47 2006
25 февраля 2022 / Помог профсоюз

Когда никто не виноват

Благодаря Гродненской областной организации профсоюза работников АПК 120 среднемесячных зарплат с учетом индексации получит вдова погибшего на производстве работника.

Пришло несчастье

Иван Лебедев (имя и фамилия изменены по этическим причинам. – Прим. авт.) более 13 лет трудился трактористом-машинистом на одном из сельхозпредприятий в Вороновском районе. Февральским утром 2020 года мужчина, как до этого уже бывало не раз, направился в командировку в Скидель. В пути работник попал в ДТП: на трассе трактор столкнулся с автопоездом, водитель которого нарушил ПДД. Иван Лебедев получил серьезные травмы и на следующий день скончался в больнице. Расследование несчастного случая показало, что вины потерпевшего и нанимателя нет.

– Генеральным, отраслевым (тарифным) и местным соглашениями предусмотрена выплата единовременной материальной помощи семьям работников, погибших во время несчастного случая на производстве. Так, в соответствии с п.22.9 (Раздел V. Охрана труда) тарифного соглашения между Министерством сельского хозяйства и продовольствия, Белорусским профсоюзом работников АПК и Республиканским агропромышленным союзом «БелАПС» на 2019–2021 годы наниматели выплачивают единовременную материальную помощь семьям погибших на производстве работников в размере не менее 10 годовых заработков погибшего, – поясняет главный правовой инспектор труда областной организации профсоюза работников АПК Александр Шишко.

Такая единовременная материальная помощь согласно п.22.10 тарифного соглашения выплачивается в течение одного месяца после получения документов, которые подтверждают право на подобные выплаты или устанавливают их размер. В отдельных случаях – например, тяжелое финансовое положение нанимателя – выплата с согласия потерпевшего (других лиц) может проводиться частями в срок не более 12 месяцев. При задержке сверх установленного срока производится индексация.

В пользу работника

В марте 2021 года во время профсоюзного мониторинга выяснилось, что наниматель так и не оказал вдове погибшего положенную материальную помощь. Александр Шишко направил руководителю предприятия рекомендацию, связался с Лебедевой и разъяснил ее права. Женщина обратилась к нанимателю мужа с заявлением о выплате 120 среднемесячных зарплат погибшего, но получила отказ. Наниматель сослался на коллективный договор предприятия, которым установлено, что выплаты, связанные с гибелью работника на производстве, а также потерей профессиональной трудоспособности в результате несчастного случая на производстве, осуществляются при наличии вины нанимателя.

– Однако нормы, гарантии и льготы, предусмотренные в трудовых договорах (контрактах), коллективных договорах и местных соглашениях, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством, Генеральным и тарифным соглашениями, являются недействительными, – обращает внимание Александр Шишко. – Согласно тарифному соглашению, единовременная материальная помощь не положена, если повреждение здоровья возникло по умыслу потерпевшего, который был подтвержден в установленном порядке правоохранительными органами, либо произошло в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения.

Решил суд

Предприятие выплатило вдове 18 среднемесячных зарплат, сославшись на пункт коллективного договора, в котором закреплена обязанность нанимателя оказать единовременную материальную помощь семье погибшего при исполнении трудовых обязанностей «вследствие непредвиденных чрезвычайных обстоятельств» в размере не менее 18 заработных плат. Но такое решение не устроило Лебедеву. В сентябре 2021 года женщина обратилась в комиссию по трудовым спорам предприятия, а потом, так и не дождавшись рассмотрения обращения, подала заявление в суд. Интересы вдовы представлял Александр Шишко.

– Требование оставалось прежним: оказать вдове материальную помощь в размере 10 годовых заработков (120 среднемесячных заработных плат) погибшего, которая предусмотрена тарифным и местным соглашениями, – рассказывает Александр Шишко. – Средний заработок Ивана Лебедева составил 1225 рублей в месяц, следовательно, вдове положена материальная помощь порядка 147 тыс. рублей, а поскольку наниматель не выплатил ее своевременно, производится индексация – итого свыше 163 тыс. рублей. Состоялись три судебных заседания, и в декабре 2021 года суд постановил выплатить Лебедевой положенную материальную помощь, учтя при этом уже выплаченные предприятием средства. Решение вступило в законную силу.

Елена КАЯЧ
Рисунок Олега ПОПОВА