ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
22 апреля 2022 / Беседка

Колодец жизни

Сегодня, 22 апреля, Международный день Земли. Это повод праздновать, резон задуматься или причина поспорить? Журналисты «Беларускага Часу», ведущие в газете авторские рубрики «Спросите у Юли» и «Кочка зрения», Юлия Кулик и Олег Федоров выбрали последний вариант и обменялись мнениями в новой рубрике «Беседка».

ЮЛИЯ: Когда страну накрывают очередным пакетом санкций, а доллар делает сальто-мортале, заставляя судорожно вздрагивать заемщиков и квартиросъемщиков, последнее, о чем хочется думать, так это об экологии. Нет времени останавливаться и вникать в суть Дня Земли, когда закрывается очередной популярный бренд и надо срочно успеть запастись еще одним набором полотенец и импортных ботинок. Не потому что новая вещь действительно нужна, а потому что распродажа. И это когда минские свалки видны за несколько километров и продолжают расти.

ОЛЕГ: Допустим, я сортирую мусор, сдаю макулатуру, подкармливаю пельменями белочек в парке – в общем, помогаю природе как могу. Но мои заслуги вмиг померкнут, если где-нибудь в Мексиканском заливе брякнется танкер и разольется нефтяное пятно размером с Пуховичский район. Не кажется ли тебе, что скепсис по отношению к защите природы связан с несопоставимыми масштабами ущерба: каждый думает – зачем мне напрягаться, если основной урон планете наносят промышленность, сельское хозяйство и транспорт?

ЮЛИЯ: …и люди. Отды-хающие, глядя на стихийную свалку в лесу, тоже думают: «А зачем мне нести свой мусор в машину, если можно оставить его прямо тут? Ведь и без меня уже насорили. Хуже не станет». А наши отходы проникают в почву, воду и воздух, травят птиц и животных. Зачем напрягаться и думать, к примеру, куда сдать старый телефон, если можно просто выкинуть? А между прочим, ежегодно находится около 125 миллионов таких умников, вполне рабочие мобильники которых греются под солнцем, выделяя токсичные вещества. Понимаешь, к чему веду? Больше сознательности – чище планета. Не так ли?

ОЛЕГ: Именно так. Ведь Земля, как известно, наш общий и единственный дом. (По крайней мере, до колонизации Марса.) Но смущает зона ответственности – 510 миллионов квадратных километров. Может, сузим масштаб до пределов Беларуси? И обойдемся без лозунгов. Не пойду же я к соседу агитировать: «Товарищ! Планета в опасности! Давай вместе защищать окружающую среду!» Он пошлет меня в такие Гималаи, что не выберусь. На твой взгляд, какие реальные меры нужно принять, чтобы пробудить в людях желание беречь природу?

ЮЛИЯ: Надо создавать экосреду. И фишка в том, что в нашей стране сделано очень много. Например, чтобы сдать макулатуру, не надо ехать ни в какой пункт приема за тридевять земель. В столице стоит более 600 сине-зеленых контейнеров – можно дойти пешком. Подавляющее число магазинов продают тканевые сумки – приобрел одну и не тратишься на пластиковые пакеты. Энергосберегающие лампы и аккумуляторные батареи – не в дефиците. Есть даже торговые точки, где бытовую химию и крупы можно взять на развес в свою тару. Тебе не кажется, что дело не в недостатке инициатив, а в банальной человеческой лени следовать экоправилам?

ОЛЕГ: Думал, ты начнешь со штрафов… Скользкая тема. Хотя почему бы нет – общемировая практика. К примеру, с января в Италии за выброшенный из окна автомобиля окурок могут наказать аж на 200 евро. Да, когда заходит разговор о зарубежном опыте, часто звучит возражение «Так у них же и зарплаты выше!» Но я уверен, для среднестатистического итальянца, зарабатывающего 1200 евро в месяц, «бычок» за две сотни – как серпом по моцарелле. Наверняка лишний раз подумает. Может, и нам действовать административным кнутом?

ЮЛИЯ: У нас тоже штрафы практикуются, правда, их размеры куда меньше. За аналогичный проступок белорусу грозит всего 1–2 базовые. Это 32–64 рубля. Больше похоже не на удар по кошельку, а на дружеское похлопывание. И ладно, если окурок упал на мокрый асфальт – неприятно, но коммунальщики уберут, и будет чисто. А если это сухая трава в жаркий летний день? Суровыми административными методами любовь к природе не привить, да и контролеры – далеко не везде. Хотя вру. Разве человек – не главный контролер для себя?

ОЛЕГ: Конечно! Но только, если у него уже сформирована система «что такое хорошо и что такое плохо». Один донесет фантик от конфеты до урны, даже если придется пройти квартал. Другой будет наблюдать за этим процессом, лузгая семечки и смачно сплевывая шелуху с остатками совести себе под ноги. Только кто займется эковоспитанием? Снова школа? Вроде уже есть похожие учебные дисциплины, усиленные уроками труда, где знакомство с природой сводится к изготовлению детьми (скорее их родителями) из шишек и желудей макета БелАЗа в натуральную величину.

ЮЛИЯ: Без школ никак. Кстати, в Беларуси есть классный проект «Зеленые школы», к которому уже подключилось более 400 образовательных учреждений. Никаких лозунгов – ребят знакомят с биоразнообразием (причем не по книжкам, а вживую, на природе) и на пальцах объясняют, что будет, если расточительно тратить воду или не выключать свет. До мысли, что планету надо беречь, детвора доходит сама. Конечно, я хотела написать, что все идет от семьи – родители должны быть примером своим детям. Но будем честны: далеко не все взрослые в теме. Поэтому, может, стоит сломать систему и учиться у детей? А те, чувствуя, что на них смотрят, будут держать экопланку.

ОЛЕГ: Юля, ты ведь и сама экопланку держишь: в магазин ходишь не с одноразовым токсичным пакетом, а с многоразовой тканевой сумкой; отсортированный мусор выбрасываешь в специальные контейнеры; сагитировала коллег в редакции собирать пластиковые крышечки для переработки. Расскажи о реакции окружающих: они воспринимают твои принципы чудачеством или все же готовы их поддержать?

ЮЛИЯ: Одно другому не мешает. Все начинается со снисходительных улыбок и размышлений вслух: «Зачем напрягаться, если основной урон планете наносят промышленность, сельское хозяйство и транспорт?» Знакомо? Но потом просто из интереса покупают многоразовую сумку. И, возвращаясь из магазина, даже чувствуют некую гордость за себя. Экология – это не просто про природу и землю. Это про нас. Про место, где живем; про воду, которую пьем; про воздух, которым дышим. Есть старая поговорка: не плюй в колодец. По сути, планета – это и есть наш колодец. А помните концовку этой поговорки? Пригодится воды напиться. И пока мы не колонизировали Марс, Земля нам еще нужна.

Юлия КУЛИК, Олег ФЕДОРОВ
Фото Валерия КАРТУЛЯ