ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
08 мая 2024 / Земляки

Командир партизанского спецназа

Враги называли их «Белой смертью» и «Белыми призраками». Бойцы невидимого фронта, проходившие на лыжах за сутки до сотни километров, появлялись в ночи из ниоткуда, били фашистов беспощадно и бесследно исчезали в темноте. Командовал спецгруппой, а затем партизанским отрядом Герой Советского Союза Евгений Мирковский.

От рабочего до красноармейца

Будущий герой войны родился в Минске 120 лет назад – 31 января 1904 года. Затем семья на время переехала в город Дмитриев-Льговский Курской губернии, где Евгений получил образование и начал работать. В последующие годы он сменит несколько профессий, причем все по рабочим специальностям – слесарь, кузнец, бетонщик. На стройку придет уже в родном Минске. В январе 1927-го Мирковский снова меняет род деятельности – становится фельдъегерем представительства ОГПУ Белорусского военного округа. Фельдъегерь – это военный или правительственный курьер для доставки важных, преимущественно секретных документов; ОГПУ – специальный орган государственной безопасности СССР.

Следующий шаг в карьере пред­определит его дальнейшую судьбу. В феврале 1930 года Евгений Мирковский становится красноармейцем 16-го Койдановского погран­отряда пограничных войск БССР. Продвигается по службе. В 1932 году окончил Объединенную Белорусскую военную школу. Через 7 лет его назначили старшим помощником начальника отделения 23-го пограничного отряда в городе Каменец-Подольский Украинской ССР. Евгений Мирковский принимал участие в освободительном походе Красной Армии в Западную Украину в сентябре 1939 года. Некоторое время служил на советско-румынской границе, но накануне Великой Отечественной войны – в апреле 1941 года – его перевели в Москву. Он попал в 1-ю моторизованную дивизию НКВД СССР, где стал командиром роты.

Спортсмены-лыжники в тылу врага

Войну Евгений Мирковский встретил в Москве. Ему еще предстояло показать свой талант командира и профессионала диверсионной работы, но пока ждали изменения по службе: с июля 1941 года он стал командиром взвода (позже отряда и роты) Отдельной мотострелковой бригады особого назначения Наркомата внутренних дел СССР. Приставка «особого назначения» подразумевает специальную подготовку и навыки, которые потом очень пригодятся в борьбе с гитлеровцами. Говоря на современный манер, это был своего рода спецназ внутренних войск. Бригада проявит себя в сражении под Москвой, в котором участвовал и Евгений Мирковский.

Враг был отброшен от столицы Советского Союза. И сама война меняла формат. Важной задачей становится диверсионная работа в тылу фашистских войск. Она велась с первых месяцев вторжения, но после битвы за Москву вышла на новый уровень. В марте 1942 года подполковник Мирковский был назначен командиром специальной разведывательно-диверсионной группы «Ходоки», которую направили в тыл фашистов. В ее составе были исключительно спортсмены-лыжники, способные за сутки пройти не менее 100 километров. Требовались и другие навыки. Здесь важную роль сыграло то, что кроме русского языка Евгений Мирковский владел еще немецким, польским, белорусским и молдавским.

Рейд на 3 тысячи километров

Бойцы Мирковского передавали ценнейшие сведения о размещении и вооружении различных воинских частей вермахта. Со временем спецгруппа была развернута в специальный партизанский отряд «Ходоки» имени Ф.Э. Дзержинского с численностью 350 человек. О масштабе действий и смелости бойцов невидимого фронта под командованием Евгения Мирковского говорит беспрецедентный рейд по тылам протяженностью более 3 тысяч километров. Они прошли по Орловской, Киевской, Ровенской, Волынской, Житомирской, Черниговской, Гомельской и Брестской областям, были на польской территории.

Партизаны на оккупированной нацистами территории появлялись неожиданно, нападали на оккупантов из глубины лесов. Пленных не брали и в живых никого не оставляли. Немецкие власти предполагали, что в их тылу действуют одна или две дивизии советских десантников, хотя это был всего лишь батальон. Немецкая контрразведка и органы СД, несмотря на все старания, не смогли захватить ни одного бойца, как и не сумели внедрить свою агентуру в спецотряд «Ходоки». Поэтому враг не мог пред­угадать, где будет нанесен новый удар. Чаще всего отряд действовал в районах, где не было партизан, где военная администрация не ожидала нападения и не могла дать ему отпор.

Лучи Золотой Звезды

С 13 марта 1942-го по 20 августа 1944 года бойцы Мирковского уничтожили около 2 тысяч нацистов, 75 танков и автомашин, 2 самолета, пустили под откос 51 эшелон, взорвали 3 бронепоезда, а также 10 важных железнодорожных и шоссейных мостов, более 20 раз повреждали сверхважный для оккупантов кабель связи Берлин – Киев.

За голову командира спецотряда нацисты назначили награду в 50 тысяч марок. Но награда в итоге была другой, и получил ее сам «виновник»: 4 ноября 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования полковнику госбезопасности Евгению Мирковскому было присвоено звание Героя Советского Союза.

В конце 1944-го он вернулся в Москву. Его направили на службу в центральный аппарат НКВД. Уже в феврале следующего года возглавил группу из 15 человек на территории Западной Украины и Западной Белоруссии, которая активно участвовала в борьбе с бандами националистов, дезертиров, а также с оставшимися в тылу советских войск солдатами и офицерами вермахта.

На страже государственной безопасности

После Великой Отечественной войны Евгений Мирковский занимал различные должности в органах госбезопасности СССР – наркомате, затем министерстве. В мае 1953-го переведен в МВД, некоторое время работал в Албании. Когда в 1954 году был создан Комитет государственной безопасности, Мирковского назначают начальником 13-го (разведывательно-диверсионного) отдела Первого главного управления КГБ.

В 1955 году полковник госбезопасности Евгений Мирковский был уволен в запас по состоянию здоровья. Среди его наград два ордена Ленина, два ордена Красного Знамени, два ордена Отечественной войны I степени, орден Красной Звезды, а в числе многочисленных медалей – «Партизану Отечественной войны» I степени.

Евгений Мирковский ушел из жизни 10 августа 1992 года. Жители Минска хранят память о своем мужественном земляке – с 2018 года его имя носят гимназия № 35 и улица в Заводском районе. 11 ноя­бря 2022 года в белорусской столице установлена мемориальная доска в честь одного из славных командиров невидимого фронта.

Эмануил ИОФФЕ, доктор исторических наук
Коллаж Олега ФЕДОРОВА