ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
36 /1995
17 октября 2024 / Наш край

Королевский город Радошковичи

Поселок действительно был настоящим городом. Королевским. Сведения об этом содержатся в письменных источниках 1549 года. За почти 600 лет Радошковичи пережили и взлеты, и падения, окончательно утратив «городской» статус только в 1940-м.

– Наш поселок впервые упоминается в 1447 году по случаю основания костела Святой Троицы виленским каштеляном Петром Гедыгольдовичем, – экскурсию по Радошковичам местный краевед и аттестованный гид Елена Недвецкая начинает со стародавних времен. – Но сам населенный пункт, надо полагать, возник гораздо раньше.

В XVI веке при польском короле и великом князе литовском Сигиз-мунде II Августе в городе насчитывалось 139 домов. Активно развивались торговля, ремесло, чему способствовало Магдебургское право, которое король даровал Радошковичам в 1569 году. Если верить историческим документам, то сам Сигизмунд побывал здесь только однажды. А вот вторая поездка так и не случилась…

– В 1568 году король решает собрать войско для похода на своих восточных соседей, – продолжает Елена Леонидовна. – На призыв монарха откликнулись 100 тысяч шляхтичей. В ожидании правителя они стали лагерем под Радошковичами, пили и гуляли. А через три дня, так и не дождавшись Сигизмунда, разбрелись по домам. Этот бесславный «поход» народ прозвал «петушиным».

В разное время Радошковичами владели такие известные и богатые шляхетские фамилии, как Глебовичи, Огинские, Радзивиллы, Массальские, Володковичи, и другие. В 1792 году последний король Речи Посполитой Станислав Август Понятовский пожаловал городу герб с изображением Святого Стефана, а уже через год, в 1793-м, после второго раздела Речи Посполитой, Радошковичи входят в состав Российской империи вместе с частью других западных земель.

Трижды рожденный

Главная достопримечательность Радошковичей – белокаменный костел Пресвятой Троицы. Его шпили видны отовсюду. Даже на подъезде к поселку со стороны Минска силуэт храма хорошо просматривается. Как и у многих культовых сооружений Беларуси, у него сложная судьба.

– Начнем с того, что Троицкий костел возводили трижды, – рассказывает его историю Елена Недвецкая.

Храм XV века, по ее словам, сгорел во время пожара. Новый костел в барочном стиле, богато украшенный, возвели в середине XVIII столетия. Но и его постигла та же участь, что и предшественника. В деревянное строение попадает молния, и храм сгорает.

– В середине XIX века на средства в том числе владельцев Радошковичей – помещиков Володковичей строится этот белоснежный красавец, который вы видите сегодня, – продолжает экскурсовод, когда мы подходим к костелу. – В 1860-м храм освящают, а в 1882 году здесь крестят маленького Яся Луцевича – будущего народного поэта Беларуси Янку Купалу. Крестной была супруга помещика Замбжицкого, у которого его отец Доминик Луцевич арендовал землю.

Костел в Радошковичах закрыли для верующих в 1946 году, отдав здание под производственные нужды. Десятилетия храм разрушался, постепенно приходя в упадок, пока в 1990-м его вновь не вернули католикам. Чтобы придать Троицкому костелу былое величие, потребовалось более 10 лет. В 2003 году здесь прошли первые богослужения, вновь зазвучал орган. Сегодня храм включен в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.

Чудотворный образ

На одной из самых высоких точек поселка – Ильинской горе – стоит небольшой деревянный храм, внешне напоминающий скорее сказочный терем. Виды вокруг него живописнейшие. Неудивительно, что туристы, приезжающие в Радошковичи, обязательно поднимаются к Свято-Ильинской церкви.

– После того как 26 июня 1941 года во время массированной бомбежки была разрушена старинная православная Свято-Покровская церковь, которую очень любили и почитали местные жители, – приводит исторические факты Елена Леонидовна, – в 1942 году прихожане выхлопотали разрешение у фашистских властей на возведение нового небольшого храма.

Уже через год, в 1943-м, на праздник Пасхи тут прошло первое богослужение. В годы фашистской оккупации храм стал настоящим символом веры и поддержки для православных жителей поселка. Сохранились сведения, что настоятель церкви протоиерей Павел Батолин активно помогал партизанам и даже ушел в лес незадолго до своего ареста. Местные жители уверены, что именно благодаря участию отца Павла в борьбе с врагом Свято-Ильинская церковь никогда не закрывалась.

– Многие православные верующие едут в наш храм, чтобы помолиться у иконы Богородицы Почаевской, которая считается чудотворной, – говорит наш гид.

По преданию, у одной из местных жительниц дети умирали сразу после рождения. В надежде вымолить у Бога жизнь для своего новорожденного младенца она отправилась пешком в Вильно, в Острую Браму к иконе Божией Матери. И случилось чудо: ребенок остался жив. В знак благодарности она подарила икону Богородицы Почаевской радошковичскому храму.

Шведская гора

Пока мы спускаемся с Ильинского холма, Елена Леонидовна успевает рассказать еще несколько интересных фактов про родной поселок.

– Местные жители почему-то все горы в Радошковичах называют шведскими, – смеется она. – У нас их три, но только одна из них действительно имеет отношение к шведам. На ней стоял сам король Карл XII.

Дело было в 1708 году, в разгар Северной войны. Главные силы шведов расположились в Радошковичах, чтобы переждать весеннюю распутицу. Молодой Карл XII готовился к продолжению военного похода и проводил учения. Здесь он встречался со Станиславом Лещинским, которого помог посадить на польский трон в пику саксонцу Августу II Сильному. Из Радошковичей Лещинский отправился в Вильню, где в торжественной обстановке получил из рук членов магистрата ключи от столицы. По договоренности Карла XII с Лещинским земли Беларуси и Литвы должны были стать провинцией Швеции. Правда, монархом Станиславу Лещинскому оставалось пробыть немногим более года. Полтава поставила точку в его карьере. Возникшие трудности с продовольствием и фуражом заставили армию Карла XII 6 июня покинуть Радошковичи и двинуться по направлению к Минску. Навстречу своей гибели…

Дебют «Павлинки»

Несмотря на то, что в конце XIX – начале XX века Радошковичи представляли собой обычный губернский городок, особо ничем не примечательный, в этот период сюда приезжают и подолгу живут многие представители белорусской интеллигенции.

– Кого тут только не было, – говорит экскурсовод, когда мы подходим к памятнику известному белорусскому писателю Ядвигину Ш., установленному в центре поселка возле аптеки.

– Якуб Колас, Янка Купала, Ядвигин Ш. и многие другие, – перечисляет она.

Например, Антон Иванович Ле-вицкий, более известный под псевдонимом Ядвигин Ш., долгое время работал в местечке аптекарем. В Радошковичах он написал пьесу «Злодей», которую хотел поставить здесь же. Однако осуществить задуманное помешали власти. Пьесу запретили, а ее рукопись со временем затерялась.

– А вы знали, что знаменитая купаловская «Павлинка» была впервые поставлена именно в Радошковичах? – Елена Леонидовна приводит еще один интересный факт из истории поселка.

В 1913 году, когда Купала не смог поставить пьесу в Минске, Александр Власов, известный уже в то время публицист, редактор и общественный деятель, предложил сделать это в Радошковичах.

– Спектакль организовали в здании сарая пожарной части, – продолжает Елена Недвецкая. – Поставил его режиссер, один из основателей белорусского театра Флориан Жданович, а сыграли в нем непрофессиональные артисты.

По воспоминаниям Александра Власова, Купала переживал, так как на премьеру из Окопов были приглашены прототипы действующих лиц пьесы. Но все прошло хорошо: перед началом спектакля Власов хорошо угостил селян в местном шинке. Позже, как известно, «Павлинка» все-таки была поставлена на профессиональной сцене в Вильно с Павлиной Мяделкой в главной роли.

Юлия ФЕДОТОВА
Фото Валерия КАРТУЛЯ