Круг особенных возможностей
От инклюзивного образования к инклюзивному городу решили пойти в Лиде и реализуют одноименный проект. В райцентре уже созданы театр и танцевальное объединение, открыты комнаты сенсорной интеграции, в ФОКе с особенными детьми работают специальные инструкторы, а в планах – организовать зоотерапию.
– С темой инклюзивного образования мы начали работать с 2020 года. Помимо создания безбарьерной среды, занимаемся социализацией и самореализацией особенных детей, – рассказывает начальник управления образования Лидского райисполкома Ольга Тарасюк. – И в итоге пришли к инклюзивному городу.
Найти ключ к каждому
Больше двух лет в районном центре творчества детей и молодежи существует инклюзивный театр «Теремок». Новое объединение появилось по просьбе мам особенных ребят. Необычные постановки они увидели в республиканском центре медреабилитации. Дети были в восторге, стали лучше общаться, и родители загорелись идеей создать свой театр. Инициативу поддержали в управлении образования.
Сегодня в проекте, помимо семи особенных ребят с родителями, участвуют и другие дети, посещающие театральный кружок. С юными артистами занимается опытный педагог Алина Шарлан, которая больше 30 лет руководит детскими театральными коллективами. Недавно «Теремок» представил вторую постановку. Ребята выступили с ней даже в Доме культуры и школе.
– От всех родителей хочу поблагодарить Алину Юзефовну за терпение, доброту, старание, – делится мама одного из юных артистов Анна Желдак. – Поначалу мой Никита все время убегал со сцены и прятался. Потом догадались, что ему не нравится мелодия, которая звучит перед выходом волка. Так, подбирая под каждого ребенка музыку, песни и танцы, мы сделали постановку. На это ушло около трех месяцев, репетиции были очень сложные. Думаю, главное, что помогло добиться результата, – мы никогда не пропускали занятия, даже если предыдущее было неудачным.
– Что театр дает Никите? – интересуюсь.
– В постановке у каждого – своя роль, и нужно, дождавшись, вовремя вступить. А для детей с аутизмом это особенно сложно. Благодаря занятиям в театре ожидание Никите дается легче, – считает Анна.
– К каждому удалось найти свой подход, и работа пошла, – замечает Алина Шарлан. – Антону, самому младшему из участников, было семь лет, когда пришел в театр, он всего боялся. Из-за кулис наблюдал, как работают другие дети. Мы его не торопили, не заставляли присоединиться. И вот однажды мальчик вышел на сцену и дал нам понять, что готов стать участником постановки.
– Мне другие мамы говорили: «Приходите!» Однако я долго сомневалась. Не верилось, что у Антоши получится. И вот он в постановке играет волка, танцует, поет! – не скрывает радости Светлана Богдан. – Несколько лет назад наша семья переехала в Лиду из столицы. И, как оказалось, в Минске было даже меньше возможностей посещать разные кружки: чтобы с особенным ребенком добраться из одной части города в другую, требовалось много времени и сил, занятия обходились в немалую сумму. В Лиде всё в шаговой доступности, кружки бесплатные. Помимо театра, сын увлекается танцами и рисованием.
Познать мир
Здесь же, на первом этаже здания, находятся комнаты сенсорной интеграции районного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Для детей полезные занятия становятся увлекательной игрой – 45–50 минут, которые они длятся, пролетают мгновенно.
Когда мы пришли, психолог Анастасия Ромук работала с семилетним Германом. По словам его мамы, они здесь второй раз, и для нее очень важно, что сыну нравится. И правда, занятие подошло к концу, а Герман не хотел уходить.
– Изначально с детьми работал один педагог-психолог, но из-за большого числа желающих пригласили второго специалиста, – рассказывает директор центра Марина Радевич. – Сейчас занятия посещают 45 детей с особенностями психофизического развития (интеллектуальной недостаточностью, расстройствами аутистического спектра, трудностями в обучении и другими). На первой встрече психолог проводит диагностику и составляет индивидуальную программу занятий.
В первой комнате установлен сенсорно-динамический зал «Дом совы». Он представляет собой укрепленный матами куб 2,5 на 2,5 метра с различными съемными модулями. Здесь дети под руководством специалиста выполняют физические упражнения: катаются, ползают, играют в прятки. Следующая комната предназначена для развития мелкой моторики, осязания, обоняния и слуха, тактильного восприятия. Там находятся бизиборды (особые развивающие стенды), сенсорные дорожки, балансиры и т.д. Завершаются занятия в «темной» релаксационной комнате, где ребенок успокаивается.
– Проект будет развиваться и расширяться. В этом учебном году мы перевели коррекционный центр в другое здание, – рассказывает Ольга Тарасюк. – Там для сенсорных комнат выделены два помещения площадью около 100 кв. метров, сейчас идет ремонт и обустройство.
«Четвероногая» терапия
Необычный проект для детей с инвалидностью и особенностями психофизического развития планируют реализовать в районном центре экологии, туризма и краеведения. Сегодня в кружки сюда приходят порядка 150 таких ребятишек. Так, в центре оборудован небольшой сенсорный экокласс, где можно познакомиться с миром природы, учиться новому и общаться. Для этого педагоги в числе прочего сделали из натуральных материалов (коры, мха, соломы и т.д.) сенсорные тренажеры. В этот класс приходят и дети с нарушениями аутистического спектра.
– Многие мамы особенных детей задаются вопросом: «Что будет с ребенком, когда меня не станет?» Потому так важны социализация и обучение. В феврале в центре стартовал проект «Инклюзивная мастерская «Простые вещи». Здесь проводятся мастер-классы для тех, кто может мастерить что-то из природных материалов, чтобы в будущем применять это на практике, возможно, стать ремесленниками, – рассказывает директор учреждения Жанна Теханович.
При центре создан клуб будущих ветеринаров «ВетЭксперт» для старшеклассников. Его курирует педагог дополнительного образования Павел Жульпа. Он ветеринарный врач, занимающийся протезированием конечностей животных. Глядя, как эмоционально люди реагируют на прооперированных котов и собак с необычными лапками, насколько позитивно такое общение, он решил познакомить со своими пациентами особенных детей.
– С этой идеей Павел Павлович обратился к известному филантропу и мотиватору Алексею Талаю, и тот поддержал ее, – продолжает Жанна Теханович. – Первая встреча состоялась в феврале 2022 года в Ивенецком доме-интернате, а в мае провели похожее мероприятие на базе нашего центра. Планируем сделать зоотерапию с животными-инвалидами постоянной, чтобы они на своем примере показывали, как оставаться активными и жизнерадостными несмотря на ограничения. Сейчас продумываем детали и, надеюсь, весной приступим к реализации.
Елена КАЯЧ, фото автора