ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
36 /1995
30 июня 2023 / С праздником!

Круговорот вещей

То, что для одних бесполезный хлам, для других – вторсырье, возможность заработать или быть экологичным. Вторую жизнь можно дать бумаге, стеклу, металлу. Достаточно принести их в приемо-заготовительный пункт.

Унитарное предприятие «Грод­ненский заготторг» объединяет 23 таких пункта. Точке в микрорайоне Зарица осенью будет два года, все это время здесь работает заготовителем Андрей Рудяга (на снимке).

Металлическая гора

– Ой, приемщик у нас очень хороший. И объяснит, и поможет, и пошутит, всегда в хорошем настроении, – не скупится на похвалу одна из постоянных клиенток Мария Ивановна. – Как пункт здесь открылся, что-то да принесу: макулатуру, стекло, металлолом. Очень удобно, что не надо везти в центр. Живу рядом в частном доме. Сегодня вот эксклюзив – конный культиватор. Когда-то семья держала хозяйство, а сейчас он ни к чему. Сдав в металлолом, и место освобожу, и заработаю.

Андрей Рудяга взвешивает вторсырье. «Прадедушка» мотоблока, металлическая подставка и несколько труб, которые привезла женщина, весят 63 килограмма. После заготовитель записывает, как того требуют правила, данные клиентки. Такая мера позволяет остудить пыл тех, кто хочет заработать нечестным путем: если выяснится, что в пункт принесли краденое, горе-сдатчика быстро найдут. Производит расчет – около 40 рублей.

Лом черных металлов складируется на площадке во дворе приемозаготовительного пункта. Смотрю на эту гору и не могу поверить, что она выросла за считаные дни: последний раз вторсырье забирали неделю назад, а завтра снова приедет машина Гродненского заготторга. Чего здесь только нет! Видавшие лучшие времена сковородки, пружины от матрасов и сами металлические кровати, автомобильные глушители…

– Рядом большой частный сектор. Летом многие ремонтируют отопительные системы, привозят старые батареи, газовые котлы. Вчера вот принесли разобранную колонку. Отдельно сдали цветной металл из нее, отдельно – черный. Много фрагментов металлических оград и ворот, – рассказывает Андрей Рудяга. – Газовые баллоны встречаются. Обратите внимание: на них обязательно должны быть прорези. Это нужно, чтобы убедиться – баллон пуст.

– Лом черных металлов пре­обладает среди вторсырья, – присоединяется к разговору заместитель директора Гродненского заготторга Андрей Стефанович. – К слову, его, как и лом цветных металлов, закупаем только от населения. По остальным видам (принимаем макулатуру, вторичное полимерное сырье, ПЭТ-бутылки, стеклобой, отработанные масла, отходы бытовой электронной техники) работаем и с юридическими лицами.

И дачники, и бизнесмены

Летом клиентов у Андрея Рудяги всегда больше, чем зимой и в межсезонье: в день на приемозаготовительный пункт приходят 10–20 человек. Рядом находится большой дачный поселок. У многих теплицы, привозят старую пленку, листовое стекло – два контейнера набралось недели за полторы. Активнее становятся и местные жители. Контингент, по словам заготовителя, разный. Не редкость бизнесмены на дорогих машинах, для которых сдать вторсырье – не заработок, а способ быть экологичным.

Требования к каждому виду вторсырья подробно расписаны, ознакомиться с ними можно на сайте заготторга или в самом пункте. К примеру, в макулатуру нельзя сдать пергамент, чертежную кальку, пропитанную жиром бумагу, фотобумагу, обои. Бутылки примут с этикеткой и даже с пробкой, но их, чтобы больше заработать, необходимо рассортировать по цвету.

– Закупочные цены предприятие устанавливает в зависимости от цен переработчиков. Если они готовы платить больше, то платит больше заготторг, и наоборот. Макулатура, например, по сравнению с 2022-м подешевела примерно в два раза: с 45 копеек за килограмм до 20, – отмечает заместитель директора предприятия. – Дешевле всего – 5 копеек – стоит смешанный стеклобой, дороже всего – лом цветных металлов.

Схитрить не получится

В аккуратных стопках бумажного вторсырья, собранного приемозаготовительным пунктом, – картон, периодика, книги, ненужные офисные документы. К слову, встречаются и неожиданные находки. Андрей Стефанович вспоминает случай, когда с макулатурой на склад заготторга попала газета от 10 мая 1945 года с новостью о том, что закончилась Великая Отечественная война. Как-то с вторсырьем на предприятие привезли водительские права. Видимо, человек уронил их при выгрузке. О найденных документах сообщили в ГАИ.

– Сдатчики не пытаются схитрить и как-то увеличить вес? – интересуюсь.

– Редко, но бывает. Скажем, человек привозит макулатуру, а в ней, кроме бумаги, мешки с песком. В металлолом сдают какую-то емкость, насыпав в нее камни. В ПЭТ-бутылки воду нальют. Но заготовитель уже знает, сколько примерно весит определенный объем того или иного сырья, – отмечает Андрей Стефанович.

– Мешок неспресованных бутылок, например, будет до двух килограммов. При большем весе сразу ясно, что это обман. Но, к счастью, с таким почти не сталкиваемся, – объясняет Андрей Рудяга.

От заготовителей втор­сырье поступает на перерабатывающие предприятия страны. Макулатуру, в частности, поставляют на Слонимский картонно-бумажный завод «Альбертин», гродненское ООО «Эксклюзив», которое выпускает продукцию санитарно-гигиенического назначения, Добрушскую бумажную фабрику «Герой труда». Основной потребитель стеклобоя – Гродненский стеклозавод, а полиэтилена и прессованных ПЭТ-бутылок – ОАО «Белвторполимер» и другие предприятия. Часть вторсырья уходит на экспорт.

Елена КАЯЧ, фото автора