ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
36 /1995
03 мая 2024 / На Пасху

Кружева из соломки

В Могилевском районе возродили старинный обряд «Пасхальные вечерки».

Пасхальные яйца гродненки Марины Еремчик часто сравнивают с шедеврами Фаберже. Деликатные узоры и вправду напоминают работу знаменитого ювелира, только вместо драгоценных камней для их создания мастер использует «белорусское золото» – соломку. Впечатляющего эффекта удается добиться благодаря особой технике.

Все началось с того, что почти 30 лет назад Марина Яновна заглянула на занятия кружка аппликации из соломки, который вела ее подруга. Природный материал покорил теплотой. Собеседница решила попробовать сделать из него картину. Потом еще одну и еще – сама не заметила, как окунулась в соломенное творчество с головой. Продолжая работать библиотекарем, стала развиваться и как ремесленник участвовать в ярмарках и выставках. Однажды перед Пасхой ей предложили сделать коллекцию писанок.

– Подумала, что роспись – это все же не мое, и решила работать с уже привычным материалом. Покрасив яйца акварелью, обернула их, словно лентами, соломкой – получился крупный сегментный узор. По сравнению с тем, что делаю сейчас, он выглядел очень просто, – не скрывает Марина Еремчик. – На протяжении 10 лет изменяла и совершенствовала технику. Постепенно пришла к тому, чтобы создавать рисунок из тонких, всего в миллиметр, соломенных колец и овалов. Сама долго не знала, как определить то, что я делаю, ведь в Беларуси такого не делал никто. Искусствоведы назвали мою технику аппликацией косыми срезами.

Фрагменты настолько крохотные, что их сложно ухватить пальцами. Узор мастер формирует с помощью пинцета и фиксирует клеем ПВА.

Марина Яновна называет себя импульсивным человеком, но при этом признается, что соломенные «пазлы» может складывать часами. Лучше всего, по ее словам, для декорирования яиц подходит тритикале. Благодаря твердости этот злак хорошо режется лезвием, а вот овес и пшеница слишком мягкие. Кстати, «сырье» выращивала на даче мама ремесленницы. На одну работу уходит всего три стебелька разного диаметра, поэтому запасов хватит еще надолго.

Орнаменты Марины Еремчик хорошо узнаваемы, но никогда в точности не повторяются. Каждое пасхальное яйцо – это импровизация, гродненка создает свои шедевры без эскизов и разметки. С улыбкой замечает, что в них просто нет смысла, ведь в процессе творчества всегда что-то меняет. «Расписывает» соломкой не только куриные яйца, но и гусиные – на таком холсте есть где развернуться.

– Долго экспериментировала с цветом яиц. Был период, когда увлеклась яркими «кислотными» оттенками. Но потом поняла, что на них соломка выглядит негармонично. Теперь чаще всего выбираю зеленую, синюю или красно-коричневую основу, ее по старинке получаю с помощью отвара луковой шелухи. Нравится, что цвет всегда разный, с красивыми живыми переливами, – рассказывает Марина Еремчик. – Хотя занимаюсь соломкой не один десяток лет, продолжаю открывать для себя что-то новое и совершенствоваться. Приятно было, когда несколько лет назад на международном фестивале мой мастер-класс собрал больше всего участников!

Елена КАЯЧ, фото автора