ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
44 2003
20 сентября 2024 / Земляки

Крылья над Берестовицей

Когда первоклассника Сашу Внуковича из-за возраста не приняли в кружок авиамоделистов, упрямый парнишка не сдался. Он набрал в библиотеке книг, сам разобрался в основах конструирования и сделал свою первую модель самолета. С этой работой вновь пришел в объединение по интересам. Руководитель посмотрел, кивнул на один из столов: «Занимай свое место».

От винта до «Винта»

Так начался путь в моделизм старшего мастера Берестовицкого государственного колледжа Александра Внуковича. Спустя 40 лет его интерес к любимому делу не остыл. Более того, житель одного из самых крохотных райцентров Гродненщины сумел собрать единомышленников в студии «Винт» и сделать поселок известным среди поклонников этого вида технического творчества. Ежегодно здесь проходит фестиваль радиоуправляемых моделей, куда приезжают со всей Беларуси. Этим летом в Большую Берестовицу «слетелись» свыше полусотни участников.

– Они приезжают с женами, детьми и внуками. Знаю немало тех, кто никак не связан с моделизмом, но не пропускает встреч, потому что хочет понаблюдать за соревнованиями. А ведь когда 12 лет назад впервые проводили праздник, переживали: вдруг никто не откликнется? – вспоминает собеседник и с улыбкой добавляет: – Мечта организовать фестиваль, как и само хобби, родом из детства. Она появилась на состязаниях в Гродно, когда один из ребят-участников сказал: «Ой, какая-то Берестовица приехала». Это задело самолюбие, и я пообещал, что о нашем поселке еще узнают.

Хобби без возраста

Сегодня в народной студии технического и художественного творчества «Винт» занимаются около 30 любителей моделизма. Самому юному – 12 лет, наиболее опытному – 63 года. По мнению Александра Внуковича, у такого «вневозрастного» формата есть неоспоримый плюс: представители разных поколений учатся друг у друга. Обычно моделисты собираются по выходным. Но есть те, кого можно застать в мастерской каждый день.

– Второкурсник колледжа Дима Каскевич все летние каникулы провел здесь. Даже я, фанат своего дела, советовал устроить выходной и отдохнуть, но его было не переубедить. Сейчас очередную модель делает – вот и чертежи уже готовы, – показывает руководитель. – В студии занимаемся не только авиамоделированием: конструируем модели судов, машин, мотоциклов – кому что ближе и интереснее.

Повторить в деталях

И все же большинство участников «Винта» выбирают небо. Существует множество классов авиамоделей, и в каждом действуют свои правила. Часто начинают с планеров – летательных аппаратов без двигателя, которые парят за счет восходящих потоков воздуха. Метательные планеры запускают с разбега, а электрические поднимают на нужную высоту с помощью электромотора. В этом классе, уверен Внукович, важно уметь читать природу: следить за облаками, птицами и ловить «волну».

А, к примеру, «Союз 500» – это радиоуправляемые модели, которые делают для участия в воздушных боях. Мини-копии или полукопии (зависит от детализации) военных судов выполняют в масштабе 1:12 либо в масштабе, приведенном к размаху крыльев 800–850 мм. Есть ограничения и по весу – не более полкило. Таким образом участники соревнования будут в равных условиях. Чтобы сделать модель, нужно не просто знать характеристики самолета, но и изучить его историю.

 


В студии «Винт» занимаются около 30 любителей моделизма. Самому юному – 12 лет, наиболее опытному – 63 года. Представители разных поколений учатся друг у друга.


 

– Только так можно добиться максимального соответствия оригиналу, – считает Александр Внукович. – Дело в том, что многие пилоты, начиная с Первой мировой, старались свой самолет выделить и наносили на борт надписи или рисунки. Так, дважды Герой Советского Союза Александр Алелюхин зимой 1944–1945 годов летал на Ла-7, который легко было узнать по пронзенному стрелой сердцу. Существует полубыль, что незадолго до Победы истребитель стал полностью красным. Якобы как-то в разговоре летчик обронил, что после войны, когда Ла-7 станет памятником, его нужно сделать цвета крови бойцов, и ночью механик перекрасил воздушное судно…

Если раньше радиоуправляемые модели в основном делали из дерева, то сейчас в ходу более легкие материалы – пенопласт или пластик. Крупные детали вырезают на станках с ЧПУ, мелкие – печатают на 3D-принтере. Филамент для него участники студии делают из пластиковых бутылок на станке собственной разработки. К слову, что-то изобретать для них обычное дело – постоянно участвуют в конкурсах и выставках инновационного технического творчества, с 2020-го успешно осваивают робототехнику.

Как Кузнечик стал Маэстро

Семья Александра Внуковича поддерживает его увлечение. С малых лет в студии занимается сын, делает авиамодели и пробует себя в соревнованиях. Вот и на недавно состоявшемся фестивале Маэстро (такой позывной у парня) оказался в числе победителей. Думаю, многие уже догадались, что своим прозвищем моделист обязан фильму «В бой идут одни старики». Эту киноленту в клубе любят и часто вспоминают ее героев.

– Когда в детстве Леша впервые запустил авиамодель, один из аксакалов «Винта» в шутку сказал: «О, Кузнечик полетел!» (так звали пилота-новичка – Прим. авт.). До Маэстро сына «повысили» после первого завоеванного кубка, – с улыбкой рассказывает Внукович-старший. – В этом году Леша перешел на 4-й курс академии авиации. И он не единственный участник студии, который решил связать свою жизнь с небом: из профильного вуза выпустились уже двое наших моделистов. Приятно, что хобби помогло определиться с профессией.

Елена КАЯЧ, фото автора и из архива
Александра ВНУКОВИЧА