ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
09 февраля 2024 / Ситуация

Лесной тупик

Агрогородок Щерчево расположился на окраине Беловежской пущи. Почти 500 его жителей практически отрезаны от «большой земли».

Агрогородок Щерчево отделяют от Пружан 30 км. До Бреста вдвое больше. Ближайшая железнодорожная станция Тевли – в 18 км. Расстояния не космические, но пешком их мало кто готов преодолевать. Общественный транспорт практически забыл дорогу в деревню, оставив 480 человек на волю судьбы.

Транспортный апокалипсис

Тому, кто в первый раз попал в Щерчево, населенный пункт на окраине Беловежской пущи покажется райским уголком. Сосновый воздух и тишина опьяняют, грибов и ягод столько, что кажется – они сами готовы запрыгнуть в лукошко. Есть в Щерчево и школа, где учатся 60 детей, еще 12 посещают детский сад. В ФАПе окажут медпомощь, и без почтовых услуг деревню не оставили. Работают и два магазина.

Живи и радуйся. Правда, только в том случае, если из Щерчево не выезжать. Куда-то добраться – серьезная проблема, которую жители долго решали каждый по-своему. Но в этом году терпение лопнуло.

Депутат Щерчевского сельсовета, она же учитель местной школы Людмила Паленчук после многочисленных обращений односельчан начала борьбу против транспортного апокалипсиса, чем заслужила уважение среди жителей и недовольство властей.

Долгое время агрогородок с районным и областным центрами связывал автобусный маршрут Брест – Белый Лесок – Брест. Но то ли ковидное время, когда пассажиропоток упал до нуля, то ли конкуренция со стороны частных перевозчиков помогли маршруту умереть.

– Мы лишились очень удобного автобуса, – отмечает Людмила Паленчук. – В 11 утра приезжали в Брест, в 15.00 возвращались обратно, успев переделать все свои дела. Кому нужно было в Пружаны, тоже устраивало время. А на сегодняшний день нас обслуживает одна маршрутка, которая проезжает Щерчево в 13.25 и следует через Пружаны на Брест, то есть туда доехать можно, обратно вернуться не на чем.

Невезучее Щерчево

Щерчевцы – люди небезразличные к судьбе своего населенного пункта. Они уже не раз спасали его, обращаясь в высокие инстанции. Жительница агрогородка Раиса Яковец рассказывает, что живет здесь с 1980-х годов. Женщина уверена, что лучшие годы Щерчево переживало именно тогда, когда здесь дислоцировалась воинская часть. Обосновалась она в беловежских лесах после вывода советских войск из Германии, а покинула в 2005-м. Тогда и начала вырисовываться транспортная проблема. Военные дружили с местными, никогда в подвозе не отказывали, даже специальным рейсом доставляли детей в город в музыкальную школу и спортивные секции. После их ухода жизнь в окраинной деревне стала затухать.

– Идешь вечером по селу, а электричество горит всего в нескольких окнах многоквартирного дома, – вспоминает Раиса Яковец. – Больно было смотреть, как большой населенный пункт начинает вымирать. Подумали-подумали мы с подругой и решили податься в Администрацию Президента, чтобы на самом высоком уровне рассказать о возникшей проблеме.

Бывала в Администрации Пре­зидента и Людмила Паленчук. Надо отметить, женщин услышали. На месте бывшей воинской части вскоре появилось частное производство – компания «Униформа». Были и другие предприятия, но долго продержаться им не удавалось, а «Униформа» и сегодня обеспечивает занятость 126 человек, большинство из которых – местные. У компании есть автобус для подвоза своих работников из соседних деревень и из Пружан. Но жителям Щерчево пользоваться производственным транспортом неудобно, ведь это путь в одну сторону.

Людмила Паленчук стучится во все двери, чтобы решить проблему. Ответы, увы, неутешительны: маршруты через Щерчево, расположенное в лесу, нерентабельны, а потому нецелесообразны. Уже и остановочный пункт возле деревни убрали. Правда, после многочисленных обращений в «Брестгортрансе» пообещали, что проведут переговоры, чтобы маршрутка, следующая из Бреста в Гродно, делала небольшой крюк и заезжала в Щерчево.

Директор автопарка № 11 г. Пру­жаны Анатолий Вакульчик тоже дарит надежду: если к весне транпортную проблему не снимут посредством частных перевозок, автопарку придется взять на себя открытие пусть и нерентабельного, но так нужного жителям отдельно взятой деревни маршрута.

Галина СТРОЦКАЯ
Фото Виталия ГИЛЯ иносит иллюстративный характер