ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
36 /1995
30 декабря 2022 / Семейный круг

Лучший подарок

Что и как подарить ребенку, чтобы не испортить ему праздник, а в будущем не вырастить взрослого, затаившего обиду на родителей?

На вопросы нашего корреспондента отвечает детский психолог Гродненского областного клинического центра «Психиатрия-наркология» Ольга Шафалович.

  • – Некоторые родители привыкли подарками добиваться от детей желаемого поведения: «Будешь плохо себя вести, Дед Мороз к тебе не придет». Может ли подарок быть поощрением или наказанием?

– Важна любовь к ребенку, то есть принятие таким, какой он есть. И подарок на Новый год, день рождения – это то, что помогает маленькому человеку чувствовать свою безусловную важность, формирует доверие и близость к родителям. Благодаря этому ребенок понимает: у него есть опора в лице папы и мамы, они всегда на его стороне, всегда поймут и поддержат. А вот манипулирование с помощью подарка недопустимо. Есть другие воспитательные меры и способы сформировать правильное поведение, например, ограничение времени у гаджета.

Подарок как поощрение (не на праздники, а в принципе), на мой взгляд, возможен. Однако подобное не должно стать системой, иначе ребенок за каждое действие будет требовать «плату». Важно помнить, что языки любви – это не только материальное: можно поощрять совместным времяпрепровождением, тактильными контактами (погладить, обнять) и так далее.

  • – Стоит ли дарить ребенку полезные подарки, скажем, одежду или обувь?

– Подарок можно рассматривать с разных точек зрения. По мнению родителей, он прежде всего должен быть полезным. Ребенок же видит ценность по-своему. Например, дошкольникам одежда, как правило, совсем неинтересна. В понимании взрослого ребенок может хотеть какую-то ерунду, но в его возрасте это важно. Поэтому я считаю, что следует в первую очередь прислушиваться к желаниям сына или дочки. Либо дарить несколько подарков. Скажем, к одежде добавить игрушку, которую хотел ребенок. Учитывать пожелание маленького человека нужно еще и потому, что так формируется ценность его мнения и уже через это рождается уважение к самому себе и к своей личности. Но границы выбора стоит обсудить.

  • – Некоторые родители сейчас дарят детям на праздники деньги. Еще один популярный подарок – мобильный телефон. Насколько это правильно?

– Думаю, что дарить деньги можно с определенного возраста, когда ребенок начинает учиться с ними обращаться (примерно в младших классах). Конечно, сперва должны быть небольшие суммы. В этот период еще не стоит все подарки заменять деньгами.

Родители могут немного направлять ребенка: спросить, хотел бы он что-то купить сейчас или накопить, то есть помочь расставить приоритеты.

Если же говорить о гаджетах, то сегодня это «окошко» для связи с миром, другими странами и иными культурами, источник большого количества информации, возможность осознавать себя в коллективе: «Я такой же, как все», потому что в современном обществе у большинства детей гаджеты есть.

Если ребенок не имеет телефона, он выпадает из коллектива, чувствует себя неуверенно, поэтому такой подарок вполне допустим.

Другое дело, умеет ли родитель правильно организовать время ребенка, чтобы тот выучил уроки, погулял на свежем воздухе, сходил на секцию, пообщался с друзьями. Тогда гаджет не принесет вреда.

  • – Насколько важна атмосфера, в которой вручается подарок? Яркая упаковка, появление волшебным образом возле елки…

– Волшебство сохраняется в мышлении ребенка до 10 лет. До этого возраста дети наполнены им, верят в сказку и чудо, ожидают его, и потому ощущение праздника, подготовка к нему всей семьей очень важны. Совместное времяпрепровождение, семейные традиции, которые повторяются из года в год, радостное ожидание – это позитивные эмоции. Из такого общения с близкими ребенок получает тот ресурс, который необходим ему для развития, поможет в будущем справляться с тревогами, школьной нагрузкой и другими трудностями. Если у самих родителей в детстве не было праздничных ритуалов, можно создать их уже осознанно, будучи взрослыми, для своих детей.

  • – Иногда ребенка засыпают подарками. Но в итоге его ничего особо не радует…

– Важно не задаривать ребенка, предугадывая все его желания, потому что это мешает ему чего-нибудь захотеть по-настоящему. Ценность таких подарков значительно снижается, они становятся неинтересными и не радуют. Должен быть небольшой уровень фрустрации, который поможет чего-то страстно захотеть.

Слишком много подарков говорит о том, что некая проблема есть у родителей и они пытаются решить ее через одаривание. Может, в их собственном детстве было мало подарков, они чего-то не имели и теперь хотят лучшего для своих детей, но перегибают палку. Также это может быть своеобразный откуп, когда родитель компенсирует подношениями недостаток времени и внимания. В таком случае важность подарка совсем теряется и у ребенка формируется потребительское
отношение: любовь может выражаться только подарками и деньгами. Поэтому родителю в первую очередь важно осознать, какую свою проблему он решает через одаривание.

  • – Встречается и обратная ситуация, когда совпадают два праздника (Новый год и день рождения), а ребенок получает один подарок.

– В этом случае возможна обида даже не на родителей, а на то, что эти два праздника совпали. И чтобы ее не было, на мой взгляд, следует разделять праздники, на Новый год дарить более простой подарок, а на день рождения – более ценный для ребенка, потому что это его праздник, показатель того, что он важен. Как и все другие, ребенок имеет право один день в году быть в центре внимания, общий праздник не должен затмевать личный.

Беседовала Елена КАЯЧ
Фото из открытых интернет-источников