ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
20 номер
01 апреля / Ценные кадры

Магия иероглифов

Он хотел быть «физиком», а стал «лириком». Не думал о профессии педагога, но теперь не представляет свою жизнь без школы, которая изменила даже его характер. Знакомьтесь – преподаватель китайского языка СШ No 7 Бреста, лауреат областного конкурса «Молодой учитель Брестчины» Дмитрий Ятченя.

Жажда экзотики

Во время учебы в Ивацевичском лицее Дмитрий, казалось, точно и бесповоротно определился с жизненным ориентиром – стать программистом. Ради освоения профильных дисциплин занимался в классе с физико-математическим уклоном. Но большой дружбы с физикой не случилось. Дмитрий логично рассудил, что это может помешать ему при поступлении на желаемую специальность. Тогда он прислушался к совету подруги – студентки филфака: почему бы не попробовать себя в изучении иностранных языков, ведь английским Дмитрий владел на хорошем уровне.

– Так и было, хотя мало кто знал, что до 8-го класса этот язык для меня просто не существовал, – делится секретом собеседник. – До сих пор храню словарь старшего брата, где на обложке моей рукой написано: «Я никогда не буду учить английский язык!» Но потом случился некий перелом, и вопреки клятве отношения с языками наладились.

И настолько наладились, что Дмитрий успешно поступил в Минский государственный лингвистический университет, где совершенствовал свой английский, а с третьего курса начал учить еще и китайский. Необычный выбор языка молодой человек объясняет тем, что захотелось экзотики.
Ведь французский, немецкий и испанский входят в одну языковую группу с английским – условно говоря, много похожего. В противовес им совершенно другой мир фонетики и письма. Как известно, в китайском нет привычного нам алфавита, только загадочные иероглифы. Их порядка 100 тысяч, хотя для общения достаточно знать около 2,5 тысячи. Иероглиф может обозначать как отдельный звук, так и слово целиком. Значение самих слов зависит от тона произношения, поэтому считается, что жители Поднебесной обладают самым тонким слухом: им с рождения приходится прислушиваться к малейшим нюансам в голосе собеседника.

– Изначально я и не думал быть учителем, ведь знание языков дает широкие возможности. Но на последнем курсе начал преподавать английский в одной из столичных школ… и мне понравилось! – рассказывает Дмитрий Ятченя. – Собирался и дальше там работать, но по распределению был направлен в родную Брестскую область. В частности, в школу № 7 областного центра.

Шаг в «Школу будущего»

Когда директор школы Светлана Езерская решила, что прибывший выпускник будет преподавать именно китайский, Дмитрий даже растерялся. Он перфекционист по натуре и считал, что знаний не хватает, поскольку в вузе изучал язык всего 2 года. Но никогда не знаешь, где найдешь, где потеряешь. На счастье Дмитрия школа сотрудничает с Республиканским институтом китаеведения им. Конфуция, который и направил к ним волонтера. Чен Джиин окончила вуз у себя на родине и приехала работать в Беларусь. Она помогла молодому учителю лучше узнать не только язык, но и культуру, традиции Поднебесной. По словам Дмитрия, благодаря общению с носителями языка он почувствовал себя более уверенно как преподаватель.

Теперь он знакомит с языком, на котором общается пятая часть населения планеты, учащихся 3–6-х классов. Говорит, дети относятся к китайскому с интересом и должной долей ответственности, занимаясь три раза в неделю. Дмитрий Ятченя считает себя строгим учителем, хотя на уроке способен оценить шутки детей и посмеяться вместе с ними.

Директор школы Светлана Езерская отмечает нацеленность на результат молодого педагога, его желание и умение постигать новое и щепетильно ко всему относиться. Деловые и человеческие качества учителя послужили основанием для выдвижения Дмитрия Васильевича на конкурс среди молодых педагогов Брестчины. Сначала он стал победителем в Московском районе Бреста, а затем вышел в финал областного состязания, где был признан лучшим в номинации «Школа будущего».

Сам педагог подчеркивает, что участие в конкурсе далось нелегко, однако он вынес оттуда многое, в первую очередь важность креативности на уроках, умения работать с незнакомой аудиторией и всегда оставаться собой.

– По своему внутреннему миру я – интроверт, мне комфортно одному, – объясняет Дмитрий, – но работа в школе, общение с детьми сделали меня заинтересованным в коммуникации с внешним миром, то есть экстравертом. На сегодня вне школы, вне профессии я себя уже не мыслю. Значит, 8 лет назад выбор сделал правильный.

Галина СТРОЦКАЯ
Фото предоставлено СШ No 7 Бреста