ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
04 ноября 2022 / Кочка зрения

Мальчик под лозунгом

Красные знамена на зданиях, красные банты на пальто, красные гвоздики в руках и дата на листке отрывного календаря тоже красная. Таким было 7 ноября в моем детстве. День Великой Октябрьской социалистической революции.

Раньше только иностранцам, а сегодня и нашей молодежи приходится объяснять, почему праздник, в названии которого упоминается октябрь, отмечают в ноябре. Разъяснять, что демонстрация – это не показ или презентация, а шествие. Что «Слава КПСС» – лозунг, а не какой-то Вячеслав со сложной фамилией.

Да, 7 ноября все еще государственный праздник, но уже без «Великой» и без «социалистической». Все еще с трудовыми подарками к дате, но уже без обещаний построить коммунизм в отдельно взятой стране. Все еще выходной день, но уже без всенародных гуляний: митинги с кумачом и портретами Ильича теперь больше похожи на пикеты, на которые ходят бывшие и нынешние партийные функционеры и «ровесники» революции.

 


Не стоит сейчас избавляться от того, что для значительного процента населения остается частью личной истории.


 

Я застал настоящий красный день календаря. На излете Советского Союза, когда уже заказали писчую бумагу под Беловежское соглашение. Совсем еще салопет был, но мне почему-то доверили нести транспарант в праздничной колонне. Уже не скажу, что за лозунг трепыхался на полотнище над моей головой, но помню, как непросто было вертикально держать древко и как меня распирало от гордости: я выполнял почетную миссию, шагал рядом с отцом и его друзьями.

Пожалуй, в детстве все выглядит радужнее, значительнее. И правильнее будет расспросить людей постарше, что такое День Великой Октябрьской социалистической революции. Тем более таковых среди нас много. Как и мнений о 7 ноября в СССР. Кто-то назовет его обязаловкой: когда решали, сколько человек каждая организация должна отрядить на демонстрацию, какие транспаранты готовить и кому доверить «иконостас» Политбюро. А кто-то скажет: «Было весело. Праздник ведь!» И тоже будет прав, учитывая неофициальную часть торжеств в кругу друзей, коллег, знакомых.

Ушли в историю шумные колонны, выцвели лозунги, никто уже не помнит наизусть «Интернационал». Но 7 ноября осталось в календаре государственных праздников. Почему?

При желании легко доказать, что Октябрьская революция стала отправной точкой в создании белорусской республики, а значит, это политически важный исторический момент. Можно сослаться на то, что народ у нас «памяркоўны» – снисходительно-умеренный во взглядах: белорусы не устраивали ленинопад и даже улицы, можно сказать, не переименовывали. Но самой правдивой версией мне видится эффект Мавзолея на Красной площади: не стоит сейчас избавляться от того, что для значительного процента населения остается частью личной истории. Как поездки в составе стройотряда по просторам необъятной страны, как строгий и задорный Ленинский комсомол, как назойливый киножурнал трудовых побед перед показом в кинотеатре. И 7 ноября донесется до этих людей сквозь годы искаженный, словно с поцарапанной грампластинки, но бодрый голос секретаря парткома:

– С праздником, товарищи!

Олег ФЕДОРОВ
Фото из открытых интернет-источников