Маршрут со страховкой
Страховочные тросы, напольные подъемники, видеонаблюдение и не только – в филиале «Транспортный парк № 1» ГП «Минсктранс» социальные партнеры используют передовые методы обеспечения безопасных условий труда. Опыт этой организации изучили участники выездного заседания президиума и техинспекции труда Белорусского профсоюза работников транспорта и коммуникаций.
Ремонт под контролем
Всего в филиале насчитывается 212 единиц подвижного состава, включая 23 электробуса. Именно за таким современным транспортом будущее, уверены в «Минсктрансе», а чтобы водители и ремонтные рабочие умели безопасно обращаться с электробусами, их обучают. Для этого на самом предприятии разработали инструкции по технике безопасности.
Отправляемся посмотреть условия труда на пост ежедневного обслуживания и ремонта крышного оборудования электробусов. Чтобы избежать падения с транспорта, слесари работают со страховочной системой. Она выдерживает вес до 300 килограммов, если вдруг работник сорвется вниз.
В центре управления производством смотрим, как организовано видеонаблюдение. Видеокамеры установлены по всей территории парка, что позволяет досконально проконтролировать не только ход ремонта, но и охрану труда.
– Центр работает круглосуточно: сюда поступают заявки о необходимости устранить неисправность техники, – рассказал главный инженер транспортного парка № 1 Игорь Кульвановский. – По камерам мастер видит, где находится транспортное средство, и отдает команду исполнителю перегнать его на определенный пост. За всем, как и за самим процессом ремонта, можно понаблюдать онлайн. Это позволяет выполнять работу оперативно и слаженно. Заявка на ремонт закрывается только после проверки его качества. В электронном виде хранится вся информация (ремонт, техническое обслуживание, замена комплектующих) о жизни любого автомобиля, начиная с ввода его в эксплуатацию. Также каждый автобус оборудован камерой видеонаблюдения, и можно просмотреть все действия водителя.
В основном все оборудование в парке новое. В подразделениях с вредными условиями труда (например, при сварке) установлены вытяжные шкафы, которые помогают очистить воздух. Для удобства проведения ремонта транспорта используются подъемные механизмы.
В помещениях комфортно и тепло. Здесь установлена система рекуперации, позволяющая поддерживать надлежащий режим круглый год.
– У нас трудятся 778 человек, в том числе молодежи – 155, – добавил председатель первички филиала «Транспортный парк № 1» Василий Приболовец. – Бытовые условия созданы достойные: хорошие гардеробные, оборудованы комнаты приема пищи. В нашем здравпункте работники могут вакцинироваться.
«Нулевой» подход
Стоит отметить, что с 2021 года в «Минсктрансе» действует концепция «нулевого травматизма», что помогает свести к минимуму производственный травматизм, а также создавать в коллективе атмосферу нетерпимости к нарушениям требований безопасности. В частности, на предприятии работает отдел охраны труда, такие специалисты есть и в каждом филиале.
– При профкомах филиалов предприятия созданы 14 общественных комиссий по охране труда, избраны 164 общественных инспектора, – отметил председатель объединенной профсоюзной организации ГП «Минсктранс» Юрий Марченко. – Совместно администрация и профсоюз обучают и проверяют знания, разрабатывают инструкции по охране труда, контролируют проведение инструктажей, соблюдение правил безопасности на местах. Работников обеспечивают СИЗ. В прошлом году на их закупку затрачено 782 тыс. рублей. Сотрудников своевременно направляют на медосмотры (в 2021-м их прошли 5611 человек).
Как рассказал Юрий Марченко, в 2021 году уменьшилось число несчастных случаев на производстве с тяжелым исходом, не было смертельных. Каждое из происшествий детально анализируют на совместных заседаниях профкома и администрации и разрабатывают меры по их недопущению. В частности, общественные инспекторы по охране труда проводят мониторинги (в 2021-м – 319, выявлено 576 нарушений). В колдоговоре предприятия для «общественников» закреплена норма, по которой за результаты работы они могут получить доплату до 60 рублей.
Вероника СОЛОВЕЙ
Фото Степана ТЮШКЕВИЧА