Маршруты нескучных дорог
Его будильник всегда наведен на 4.20. На автобусе из парка он выезжает ровно в 5.40 и ни минутой позже. За долгие годы работы водитель Могилевского филиала «Автобусный парк No 1» ОАО «Могилевоблавтотранс» Игорь Лабынцев намотал сотни тысяч километров по привычным городским маршрутам. Машину он чувствует, как самого себя. Многих пассажиров знает в лицо и старается не подводить – благодаря ему на работу не опаздывают.
– Помню, кто на какой остановке заходит и даже где выходит, – улыбается Игорь Леонидович. – Например, вожу четырех девчонок. По утрам они в одно и то же время собираются на «Габровской» и «Октябрьском универмаге» и едут до пункта «Могилевжелезобетон». Как-то смотрю в зеркало – нет никого. Думаю, неужели вчетвером на работу не вышли? На следующий день одна из них протягивает мне в форточку деньги за проезд, а я интересуюсь: «Вчера выходной себе устроили?» Засмеялась и отвечает: «Да, уезжали в командировку».
Анекдот на дорожку
Дорогу от начальной до конечной точки он выучил наизусть – каждую ямку и кочку, поэтому многим может показаться, что на какое-либо разнообразие в этой профессии и рассчитывать не приходится. Однако, как уверяет Лабынцев, скучной работу водителя представляет лишь тот, кто привык изо дня в день наблюдать одинаковый пейзаж из окна пассажирского транспорта. Обыватель и не задумается, какой надо обладать сноровкой, чтобы на конкретном остановочном пункте быть в строго определенное время. И это при том, что для каждого маршрута предусмотрен свой хронометраж. Так, на любимой «двадцатке», чтобы уложить весь путь в отведенные полчаса, Игорь всегда едет не более 30 км в час, а вот на автобусе под No 4 он буквально «летает» до 50 км в час.
– За «баранкой» – всегда динамично, – уверяет герой публикации. – Я же людей перевожу, а это всякий раз приключения. Часто приходилось выручать: оперативно вызывать пассажиру «скорую» и, пока она едет, оказывать первую медицинскую помощь.
А недавний случай: водитель спасал свой автобус. Лабынцев работал во вторую смену. Изрядно выпивший парень стал колотить локтем по стеклу. Водитель предупредил, что вызовет милицию. Однако угроза не подействовала – и Игорь Леонидович исполнил обещанное.
– Уж и не знаю, что его не устроило, может быть, свое отражение? – отшучивается собеседник. – А вообще, в нашем деле никуда без юмора, поэтому в пути часто слушаю анекдоты. Руки заняты, движения отработаны: будто за рулем «автопилот», а мозг в это время отдыхает. Особенно смеюсь над остротами в тему: «Бабушка, увидевшая свободное место в автобусе, выпрыгнула из такси. Вот что значит инстинкт».
«Не дрова вожу»
Особенно шутки полезны в ежедневной «гонке» с маршрутками. Чтобы реакции на их постоянные «подрезания» прилично звучали в салоне, водителю автобуса надо быть, по мнению Игоря Лабынцева, либо юмористом, либо философом.
А если серьезно, Игорь Леонидович считает себя настоящим счастливчиком. Ведь далеко не каждому удается осуществить мечту детства. Сесть за руль большого автобуса он смог еще в 14 лет. Повезло, что дядя его друга работал как раз в автопарке и научил парня азам вождения. Позже юный Игорь сдал на права. Постоянная практика помогла почувствовать габариты машины – и теперь ему подвластна любая техника: от легковушки до фуры.
– По моей вине за годы работы не случилось ни одного ДТП, – удовлетворенно замечает водитель. – И пусть бы Бог и дальше миловал, ответственность ведь колоссальная – все-таки не дрова вожу.
Да и, как оказалось, много факторов, которые влияют на безопасное вождение: и техника капризничает, и погода вносит свои коррективы.
– За рулем проще, когда на улице прохладно, – признается Лабынцев. – Включил в кабине обогреватель – и жизнь налаживается. А вот жару переношу намного сложнее. Но и это можно преодолеть, если работа в удовольствие.
Особенно водитель «Автопарка No 1» гордится проектом «Дорогами славы», в котором участвует второй год подряд. За рулем автобуса-музея он объездил с передвижной экскурсией экспонатов Могилевского областного историко-патриотического поискового клуба «Виккру» всю Могилевщину, а в нынешнем году заехал даже на российскую Брянщину.
– Ежегодно в составе международных, республиканских и областных Вахт Памяти наши ребята проводят экспедиции на местах сражений в Могилевской, Витебской и Гомельской областях, – говорит Игорь Леонидович. – Сам недавно узнал, что за годы работы поисковые отряды выявили десятки неизвестных ранее захоронений, подняли и торжественно перезахоронили останки 820 бойцов и командиров Красной Армии. А еще установили имена 59 из них и связались с родственниками погибших.
В райцентрах местные жители приходили и с большим интересом рассматривали находки времен Великой Отечественной войны, пролежавшие в земле восемь десятков лет. Приятно, что к этой важной работе был немного причастен и я. Люблю, когда каждое появление моего автобуса люди встречают с улыбкой. Наверное, это и есть то главное, ради чего я выезжаю на маршрут снова и снова.
Виктория БОНДАРЧИК, фото Валерия КАРТУЛЯ