ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
47 2006
22 апреля 2022 / С праздником!

Мастер страусиных шедевров

Великий пост для Ларисы Косицкой особое время: в эти дни жительница Гродненского района не только духовно готовится к предстоящему празднику, но и создает уникальные иконы, расписывая ликами святых страусиные яйца.

«Страусиный» труд

– Впервые взяла в руки необычный «холст» около пяти лет назад. В это время в Сопоцкине открывался музей писанки, и мне, мастеру отдела этнографии, фольклора и ремесел районного культурно-информационного центра, предложили подготовить для него коллекцию страусиных яиц с ликами святых, – вспоминает Лариса Косицкая. – Коллеги знали, что я человек воцерковленный, помогала реставрировать иконостас в местном храме (героиня живет в агрогородке Озеры. – Прим. авт.) и по благословению настоятеля написала несколько икон.

Воплотить идею в жизнь оказалось непросто. Несколькими годами ранее мастерица перед Пасхой написала на деревянном яйце Одигитрию Смоленскую, но страусиное оказалось куда более капризным материалом: когда Лариса Косицкая попыталась нанести изображение, пигмент из-за пористой структуры скорлупы «ушел» внутрь и рисунок поблек. Тогда собеседница стала покрывать будущую работу строительной грунтовкой, слоем акриловой краски и уже затем расписывать масляными красками – дело пошло на лад. Но все равно процесс остается трудоемким.

Только по благословению

– На одной стороне яйца пишу лик, а на другой – или цитату из Библии, или величание (церковное песнопение в честь праздника. – Прим. авт.), или высказывание из псалтыря. Две эти «половины» разделяет орнамент, вдохновение для него черпаю из церковных книг, календарей. А вот на этом яйце с Николаем Чудотворцем, посмотрите, узор напоминает мозаику Коложской церкви, – показывает Лариса Косицкая. – Сказать, сколько времени требуется на работу, сложно. И грунтовке, и краске нужно высохнуть, чтобы я могла перейти к следующему этапу, поэтому обычно одновременно расписываю несколько яиц.

Над будущими шедеврами мастерица трудится только в пост. В это время она отказывается от мяса, рыбы, яиц и молочных продуктов (в некоторые дни и от растительного масла), молится и внимательно изучает историю святого, чей лик собирается писать: читает житие, смотрит документальные фильмы. Так, недавно благодаря ленте Аркадия Мамонтова открыла для себя Спиридона Тримифунтского – современника Николая Чудотворца. А на создание работы с иконой «Спас Нерукотворный» вдохновил старинный образ в Озерском храме.

– Прежде чем начать писать лик, иду на исповедь и прошу благословения у духовника. Несколько лет назад перед Масленицей прочла житие Серафима Саровского, и так мне не терпелось взяться за работу, что я решила сделать набросок в карандаше. Справилась быстро, довольная собой встала и уже хотела выйти из комнаты, как услышала грохот: яйцо скатилось со стола и разбилось вдребезги. Тогда убедилась, что до того, как браться за работу, нужно сходить в церковь, – отмечает Лариса Косицкая.

Белорусские святые

За прошедшие годы героиня материала создала порядка 30 работ. Сейчас в коллекции музея писанки хранятся яйца с Казанской иконой Божией Матери, Остробрамской иконой Божией Матери, которую почитают и православные, и католики, иконой Божией Матери «Троеручица» и другие. А в Год исторической памяти мастерица решила написать белорусских святых. Так появилась коллекция яиц с Иулианией Ольшанской, Софией Слуцкой, Кириллом Туровским и Евфросинией Полоцкой.

– Иногда, если не успеваю закончить работу в Великий пост, пишу в среду или пятницу (в эти дни верующие также держат пост. – Прим. авт.), но больше люблю работать в преддверии Пасхи, – делится Лариса Косицкая. – В обычное время рисую на страусиных яйцах храмы. Есть уже и Коложа, и Свято-Покровский собор, и женский монастырь. В мечтах – написать Иверскую икону Пресвятой Богородицы. Способность к рисованию считаю Божьим даром и счастлива, что мое умение приносит радость людям.

Елена КАЯЧ, фото автора