ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
29 июля 2022 / Социум

Материнство ради денег

Дети как источник дохода. Именно так и размышляют мамы, не раз лишенные родительских прав. Родила, получила за это финансовый бонус, на 3 года обеспечена пособием. А о детях позаботится государство. Некоторых нерадивых мамаш лишают родительских прав по 2–3 раза. Стоит ли государству быть к ним настолько щедрым?

Спасли из огня и от родителей

В 2018 году у супругов Ш. из Пружанского района соцслужба забрала четверых детей. Причиной стала вопиющая история. Однажды вечером жители деревни Городняны, в которой проживала семья Ш., заметили в окнах их дома пламя. Прибежавшие тушить пожар соседи вынесли из огня троих мальчишек, старший из которых учился в 3-м классе, и двухлетнюю девочку. Матери дома не оказалось, а отец преспокойно спал, будучи мертвецки пьяным. Позже сельчане расскажут представителям правоохранительных органов и образования, что видели, как днем дети собирали ветки, чтобы затопить котел. Дров в доме не было давно, равно как и продуктов. Главный специалист сектора по вопросам социального обеспечения прав несовершеннолетних отдела по образованию Пружанского райисполкома Татьяна Прокопчик отмечает, что после случившегося детей отобрали немедленно. Маму пришлось искать несколько дней. Оказывается, замужняя женщина, мать четверых детей поехала в тот злополучный день в Пружаны знакомиться с родней своего очередного избранника, с которым намеревалась связать дальнейшую жизнь. Дескать, супруг – алкоголик, толку от него никакого. Марину при этом ничуть не смущало, что ее новый друг злоупотреблял спиртным ничуть не меньше законного мужа.

Супругов лишили родительских прав. В отделе по образованию были уверены, что они опротестуют решение суда и будут добиваться возвращения детей в семью. Но ситуация стала развиваться по иному сценарию: горе-отца отправили в ЛТП, а мамаша забеременела от сожителя и родила пятого ребенка. На тот момент она являлась обязанным лицом. Несмотря на задолженность по оплате за содержание детей государством, умудрилась выбить арендную квартиру в городе, хотя ей как животноводу предлагали жилье в агрогородке. Но сожитель не захотел перебираться в деревню, поэтому Марина сделала все, чтобы остаться с ним рядом. Помнила ли она при этом о детях?

– Младшая девочка, которой сейчас уже 7 лет, и один из мальчишек воспитываются в приемных семьях, двое других сыновей – в интернате, у них обнаружены серьезные проблемы с психическим здоровьем, – рассказывает Татьяна Прокопчик. – Нельзя сказать, что мать о них совсем забыла. Поначалу она даже намеревалась восстановиться в родительских правах. Марина навещала сыновей и дочь, но после ее визитов опекуны жаловались, что дети становятся неадекватными, плохо себя ведут. Девочка даже убегала из дома. А один из мальчишек, которого хотели усыновить иностранцы, отказался уезжать: он верил, что мама заберет его домой и они снова будут жить вместе. Но этого не произошло. Что до Марины, то она сейчас беременна шестым ребенком…

Пособия уходят на спиртное

Самое время порассуждать на тему материнства ради денег. Зачем многократно становятся мамами те, кого лишили родительских прав? Взять уже знакомую нам Марину. Четверых детей в семью не вернула, хотя такая возможность была, государство шло ей навстречу, даже жилье выделило. Дети пользовались всеми льготами, предусмотренными для многодетных семей, включая бесплатные учебники и питание в школе. Самой Марине, уже лишенной родительских прав, после рождения пятого ребенка уменьшили на 90% выплаты как обязанному лицу, в итоге в месяц она отчисляет государству на содержание двоих сыновей чуть больше 18 рублей и при этом сумела накопить долг более чем в тысячу. Зато при рождении очередных малышей она получает солидные выплаты по беременности и родам, а также пособия, за которые живет с сожителем-алкоголиком. Пара как-то выложила в Тик-Токе видео о том, как весело проводит время за распитием спиртного. При этом, когда в 2021 году Марина родила пятого ребенка, его регистрацией и оформлением пособия занималась… Татьяна Прокопчик. Та самая сотрудница опеки, на которую женщина в свое время жаловалась, мол, ни за что ни про что отняла у нее детей. А о том, что оставила малолетних в опасности и они чуть не сгорели, успела напрочь забыть. Органы опеки же всегда действуют в интересах детей, хотя этими «интересами» пользуются и нерадивые взрослые.

К сожалению, история Марины Ш. далеко не единственная в своем роде. Есть примеры, когда горе-мамочек лишают родительских прав по 3–4 раза. Причем едва ли не сразу после рождения ребенка. Но при этом пособие государству они не возвращают.

Галина СТРОЦКАЯ
Фото автора и из открытых интернет-источников