ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
36 /1995

Медаль за бой, медаль за труд

В 22 года лейтенант Александр Рогачук командовал 140 военнослужащими в афганской провинции Газни. И всегда искал нестандартные выходы из опасных ситуаций, благодаря чему и его подчиненные, и он сам оставались живы.

Назад не поеду

В 1985 году Александр Рогачук окончил Курганское военно-политическое авиационное училище. Через два года оказался в Афганистане, можно сказать, по воле рокового случая. Из части на ту войну должен был уехать другой офицер, но нашел возможность «отмазаться». В итоге именно лейтенанту Рогачуку экстренно сделали заграничный паспорт, и он убыл в Туркестанский военный округ. А там его ждал совсем не теплый прием.

– Уезжайте обратно, мы вас не примем, в списках значится другая фамилия, – заявили обескураженному офицеру в отделе кадров по новому месту службы.

Чтобы остаться, пришлось обратиться к заместителю командующего, объяснив, что возвращение в прежнюю часть невозможно: там торжественно проводили, даже подарок вручили. Стыдно будет перед сослуживцами заявляться обратно.

Молодой, ответственный лейтенант не рассматривал сложившуюся ситуацию как шанс на спасение. Верный долгу и офицерской чести, он считал, что должен внести свою лепту в освобождение афганского народа. Размышления о необходимости того, что делал ограниченный контингент советских войск в этой стране, появятся намного позже, а пока была настроенность на выполнение интернационального долга. И ему предоставили такую возможность, даже поинтересовались, где именно хотел бы служить.

– Я жил в комнате с переводчиком, которого направляли в провинцию Газни. Не имея понятия, где это и какая там обстановка, назвал именно эту местность. Два подполковника при этом переглянулись и переспросили, хорошо ли подумал? Уверенно ответил, что хорошо, – рассказывает о событиях 37-летней давности председатель Брестского областного объединения профсоюзов.

Пророческий сон

Дальше события развивались стремительно: Кабул, пересадка, перелет в Газни в качестве замполита отдельной роты аэродромно-технического обеспечения. Однако, едва приземлившись, лейтенант Рогачук понял, что о политзанятиях придется забыть. Ему поручено исполнять обязанности командира роты. Назначение не смутило. Правда, в первую же ночь приснился жуткий сон, который Александр Степанович помнит до сих пор в мельчайших деталях. Родительская квартира, посреди комнаты гроб, в котором он лежит убитым. Стоящие вокруг родственники оплакивают покойника.

– Утром проснулся в поту и решил рассказать сон одному из новых сослуживцев. Тот воскликнул: «Да ты везунчик, парень!» – вспоминает Александр Рогачук.

«Такой сон предвещает, что ничего страшного с тобой здесь не случится», – заверил новоиспеченного «афганца» товарищ по службе.

Воинское подразделение, в котором служил Рогачук, занималось обеспечением отдельной вертолетной эскадрильи. Доставка техники, боеприпасов и иного необходимого осуществлялась в горных условиях и при постоянных обстрелах «душманами».

Как-то небольшой колонной отправились за хлебом в мотострелковый полк, расположенный километрах в десяти.

– Впереди, как положено, двигался БТР, я сидел в кабине следовавшего за ним «Урала». На каком-то повороте мы отстали, и в колонне образовалась брешь, в которую, откуда ни возьмись, влетела «барбухайка» с афганцами. Едем, местные парни, сидящие на крыше машины, нечто выкрикивают в наш адрес, показывают неприличные жесты. Грожу наглецам автоматом и вдруг – адский грохот, – рассказывает Александр Степанович.

Как выяснится несколькими минутами позже, следующая впереди «барбухайка» с афганцами налетела на фугас. Машину и ее пассажиров разнесло в клочья, водитель «Урала» и Александр Рогачук были только контужены. Почему не подорвался следовавший первым БТР, так и осталось загадкой, возможно, на мине был установлен замедлитель взрыва.
В Афганистане Александр Рогачук прослужил полтора года, награжден медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги». Представлялся и к ордену Красной Звезды, но командующий ВВС 40-й армии генерал-майор Дмитрий Романюк решил по-иному. Глядя в глаза молодому офицеру, заверил, что орден он еще заработает, а вот такую честную солдатскую медаль «За отвагу» может получить только здесь, потому он переписывает представление.

По искреннему признанию Александра Степановича, две афганские медали – самое ценное, что у него есть. И хотя война оставила в судьбе неоднозначный след, председатель Брестского областного объединения профсоюзов уверен: не будь в его судьбе участия в афганской операции, он вряд ли бы стал тем, кем является сегодня.

Галина СТРОЦКАЯ
Фото из личного архива Александра РОГАЧУКА